Переданные полномочия

 

Полномочия, как можно услышать, это когда полно мОчи. С ударением на первый слог. Когда возможностей и сил настолько полно, что необходимо их применять. Наверное, именно с этой целью государственная власть и передает некоторые возможности для применения управленческих усилий на местный уровень. Не слишком много, так чтобы полномочия в голову не ударили, но и не мало, чтобы спросить можно было: «А что вы предпринимали для предупреждения муниципального кирдыка на своем уровне?»

Муниципальные полномочия у нас закреплены в Конституции и ряде законов. А Дмитрий Медведев, в бытность свою президентом говорил: ««Местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху». Поэтому 131-й Федеральный закон, в части разграничения полномочий, принимался и дополнялся довольно серьезно. Тем более, что многие муниципалитеты предпочли бы взять деньгами, хотя никто и не предлагал. В результате получилась ситуация: «Имею возможность купить козу, но не имею желания. Имею желание купить дом, но не имею возможности». Во всем остальном, полномочия – дело хорошее.

В итоге, вопросы местного значения, отнесенные российским законодательством к предметам ведения местного самоуправления, можно разбить на две большие группы: вопросы, связанные с исполнением властных, регулирующих и контролирующих функций, и вопросы хозяйственного плана, связанные с жизнеобеспечением поселений и оказанием муниципальных услуг населению. Вторая группа, как можно догадаться – еще та головная боль, о симптомах которой мы уже упоминали в «Муниципальной азбуке». Но, иногда есть очень даже «целебные варианты». Например – свалить с больной головы на здоровую. Так, учитывая различные возможности отдельных поселений (например, сельское поселение из нескольких населенных пунктов с общей численностью жителей 1000-2000 и городское поселение с населением 30-50 тыс. жителей), закон устанавливает, что органы местного самоуправления поселения и муниципального района вправе заключать между собой соглашения о передаче друг другу части своих полномочий. Данная норма позволяет экономически слабому и дотационному поселению передавать часть своих функций муниципальному району (с соответствующим сокращением объема дотаций), а городскому поселению принимать на себя ряд функций муниципального района.

Исходя из того, что население все равно слабо разбирается в границах полномочий между уровнями власти, у самой власти всегда есть возможность говорить: «Это не мой вопрос, идите туда, где полномочия…»