Маркетинг территорий

 

С советских времен забито в подсознание: Крым – «всесоюзная здравница»; Кузбасс – «всесоюзная кузница»; Краснодарский и Ставропольский края – «всесоюзные житницы». Астраханская область, сами помните, товарищи огородники. И это все – не статусы в «Одноклассниках», не профессиональная специализация. Это…продажа малой родины. В хорошем смысле этого слова.

Ибо маркетинг территории – это предложение товаров, услуг, впечатлений, которые эта территория производит, жителям других территорий. Нормальная продажа на общемировом рынке. Ведь само слово «маркет», как вам, наверное, известно, и означает – рынок.

Маркетинг территорий, говоря бюрократическим языком – это целенаправленная деятельность, направленная на социально-экономическое развитие. Сама территория рассматривается как продукт, а заинтересованные в этом продукте покупатели – как целевой рынок. Маркетинг территории создает продукту имидж, продвигает его, повышает статус на международном уровне. Маркетинговая деятельность привлекает в город (поселок, деревню, аул, разъезд, ферму) общегосударственные программы, международные проекты, увеличивает инвестиции. Иногда заражая манией величия местных жителей.

Маркетинг территорий тесно связан и иногда даже синонимичен брендированию, о котором мы уже рассказывали в соответствующей главе. Находится некая «изюминка», позволяющая позиционировать данное муниципальное образование – историческая, профессиональная, природно-климатическая, и о ней рассказывается всему свету, если в бюджете есть деньги на оплату рассказа. «Изюминка» может быть от обзорно-утверждающей (Астрахань - каспийская столица) до убийственно-конкретной (село Большая Мозоль – место, где родилась лошадь Буденного).  Если на территории совсем нет ничего положительного для привлечения туристов и инвестиций, не страшно. Можно использовать отрицательное. В заевшейся Америке много лет работает проект «Чикаго – город гангстеров», а в  украинский Чернобыль сталкеры потихоньку водят любителей-экстремалов. И все же…лучше положительное. Вот взять Ватикан, размеры крохотные, но есть влиятельный папа…

Очень часто в технологии маркетинга используется принцип: «Неважно быть – сумей прослыть». Главное – получение прибыли, которая позволит дать импульс развитию территории. Капитализм, господа...