Дороги местного значения

 

Еще двести лет назад великий Карамзин назвал наши дороги одной из главных бед. Скорее всего, в виду он имел именно дороги местного значения, поскольку федеральных и региональных в ту пору и не было. Были только тракты и широко растоптанные тропинки, где «семь загибов на версту». Со времен Карамзина местные дороги изменились крайне мало, что говорит о преемственности традиций и уважении к наследию прошлого. Поэтому в России так распространена традиция выпить на дорожку, мало ли что…

Местные дороги отличаются от хайвеев, автобанов, автострад, шоссе и магистралей, также как Урюпинск отличается от Сингапура. Крайняя плачевность этих, извините, «путей сообщения» объясняется тем, что их текущее состояние зависит от местных бюджетов. А поскольку во многих бюджетохранилищах муниципальных образований активно вешаются мыши, дороги всегда вспоминаются чуть ли не в последнюю очередь и с добавлением: «Эх!» К тому же в Законе сказано, что: «Дорога – это обустроенная полоса земли или поверхность искусственного сооружения». Под эти требования у нас не подпадают от 50 до 80 процентов, в зависимости от региона. Кстати, самые раздолбанные дороги в центре и на юге страны. А вот на Крайнем Севере население на дороги не жалуется. За неимением таковых.

Программа «Развитие муниципальных дорог» на федеральном уровне выполняется не слишком рьяно, средства дорожного фонда едва позволяют содержать трассы федерального значения. Соответственно села и поселки связывают между собой грейдеры, гравийные насыпи и укатанные дедами и отцами колеи. Более того, в ожидании дорог и перемен к лучшему многие российские населенные пункты просто обезлюдели и теперь катить туда катки и везти асфальт просто нет смысла.  Так, протяженность сети муниципальных дорог в 2004 году составляла 544 тыс. километров, а в 2011-м – только 147 тысяч.

Радует в этой ситуации то, что  органы местного самоуправления наделены широким спектром полномочий в дорожной деятельности. Они могут не только нести контроль за обеспечением сохранности дорог, но и, например, заводить у себя в уезде частные дороги. И многие бы рады завести таковые, брать мзду, да поплевывать… Однако, в законе сказано, что частная дорога возможна лишь… при наличии альтернативной бесплатной. А поскольку дорога (или направление) чаще всего в единственном экземпляре, то лучше выделить деньги на губозакатывательную машинку.