Бренд

 

Новомодное словечко «бренд», к счастью, не имеет ничего общего с исконно русским глаголом «сбрендить». Термин «бренд» пришел к нам из английского языка и означает торговую марку, клеймо, товарный знак. Сегодня в широком понимании это – некий узнаваемый символ, по которому можно узнать товар, услугу или же территорию. Например, тот или иной муниципалитет. Самый популярный муниципальный бренд в стране – это Урюпинск, гордо величающий себя столицей российской провинции.

Впрочем, на Руси брендили давно и без англичан. Некий имиджмейкер Олег, по совместительству работавший князем, еще в девятом веке назвал Киев «матерью городов русских». Остальным пришлось в это поверить. Царь Иван Васильевич прикрепил к Москве титул «Третьего Рима» и провел настолько успешную пиар-кампанию, что многие верят в это и сегодня. Конечно, большим городам и центрам легче брендировать себя, но райцентры, и даже небольшие села-поселки-аулы также имеют шанс найти у себя некую «изюминку» и продвигать ее в качестве местного бренда. И даже ловить на эту удочку инвестиции.

Говоря сложным языком маркетологов, бренд - образ муниципального образования, идентифицируемый в сознании основных потребителей и отличающий данное МО от МО – конкурентов. Реализация данного образа может осуществляться посредством символа (герба), слогана и прочих элементов маркетинга. Соответственно если муниципалитет выращивает арбузы и то же самое делают еще десяток муниципалитетов-соседей, использовать полосатую ягоду в качестве бренда не получится. Лишено оригинальности. А вот если в этом селе швартовался Ноев ковчег, жил Ихтиандр, ловится уникальная рыба фугу, а жители вместо томатов выращивают папоротник – самое то. Главное – найти свою «фишку», а затем продать ее инвесторам, туристам и партнерам.  Этому представителей муниципалитетов постоянно учат на разных семинарах и форумах. Пока получается не у всех.

Чаще всего муниципалитеты позиционируют себя как некое хранилище уникальной народной культуры, как место расположения чего-то необычно-природного, или же, как географическую точку, где происходили важные исторические события. При этом бывают удачные случаи незапланированного брендирования, при этом попадающие «в десятку». Характерный пример – «Сборная Кмызякского края по КВН», прославившая свой муниципалитет на весь русскоязычный мир, благодаря качественному и оригинальному юмору.