Вопрос-ответ

Вопрос

Вправе ли органы местного самоуправления самостоятельно определять порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска муниципальным служащим с ненормированным рабочим днем, предоставлять дополнительные отпуска муниципальным служащим, имеющим право на дополнительный отпуск в соответствии с федеральными законами, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено право органов местного самоуправления устанавливать дополнительные отпуска в указанных случаях?

Ответ

Согласно Федеральному закону закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ) на муниципального служащего распространяется действие трудового законодательства с особенностями, установленными Федеральным законом  № 25-ФЗ.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 25-ФЗ особенностями регулирования оплачиваемого отпуска муниципального служащего являются следующие положения:

- отпуск состоит из основного и дополнительных отпусков;
- продолжительность основного отпуска составляет 30 дней. Субъекты Российской Федерации имеют право устанавливать отпуск большей продолжительности для муниципальных служащих, замещающих отдельные группы должностей;
- одним из видов дополнительного отпуска является отпуск за выслугу лет, который предусмотрен в части 4 указанной статьи и, соответственно, является обязательным. Порядок и условия его предоставления определяются законами субъектов Российской Федерации.

Кроме того, Федеральный закон № 25-ФЗ устанавливает, что муниципальному служащему предоставляются и иные дополнительные отпуска в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Следовательно, отпуск муниципального служащего регламентируется и Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ). Кроме того, на муниципального служащего распространяется также действие иных федеральных законов, которые устанавливают дополнительные отпуска, например, названного в Вашем обращении закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусматривающий для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, дополнительный отпуск продолжительностью 14 дней.
В соответствии со статьей 119 ТК РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней. Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых из местного бюджета, определяются органами местного самоуправления. Из названные положений ТК РФ следует, что полномочия субъектов Российской Федерации в регламентировании данного вида дополнительного отпуска не предусмотрены. Поэтому отсутствие в законе субъекта Российской Федерации нормы, предусматривающей отпуск муниципальному служащему за ненормированный рабочий день, не препятствует урегулировать данный вопрос муниципальными правовыми актами.

Комитет Государственной Думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправлени www.komitet4.km.duma.gov.ru

 


 

Вопрос

Вправе ли муниципальный служащий быть депутатом представительного органа муниципального образования или выборным должностным лицом?

Ответ

В соответствии с положением подпункт «а» пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий не вправе замещать должность муниципальной службы в случае избрания или назначения на муниципальную должность. Данную норму следует применять комплексно с нормой части 2 статьи 1 указанного Федерального закона, согласно которой лицами, избранными или назначенными на муниципальную должность, являются депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 19 Федерального закона № 25-ФЗ несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов является основанием для его увольнения с муниципальной службы.
В случае, если депутат представительного органа муниципального образования принят на муниципальную службу, необходимо, чтобы он досрочно сложил полномочия депутата по собственному желанию. Если это не будет сделано, представитель нанимателя (работодатель) обязан расторгнуть трудовой договор и уволить муниципального служащего с должности муниципальной службы.

Комитет Государственной Думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправлени www.komitet4.km.duma.gov.ru

 


 

Вопрос

Каков порядок разграничения полномочий по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности между представительным органом муниципального образования и местной администрацией?

Ответ

В соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
По данному вопросу, как и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования, представительный орган муниципального образования принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования (ч. 3 ст. 43 Федерального закона).
При этом, следует иметь в виду, что определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, включает в себя, в частности, порядок передачи муниципального имущества во временное безвозмездное пользование, порядок продажи земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, порядок утверждения планов приватизации объектов муниципальной собственности, установленные в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ.
Принятие конкретных решений, в частности, по вопросам управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к распорядительно - исполнительным полномочиям органов местного самоуправления, которые реализует местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), наделяемая уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ (ч. 1 ст. 37 Федерального закона).

Комитет Государственной Думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправлени www.komitet4.km.duma.gov.ru



 

Вопрос

Могут ли муниципальные предприятия, осуществляющие деятельность, не относящуюся к вопросам местного значения, самостоятельно (по соглашению с контрагентом) устанавливать цены на свои услуги, либо цены должны устанавливаться органами местного самоуправления?

Ответ

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в числе полномочий по решению вопросов местного значения, которыми обладают органы местного самоуправления, называет создание муниципальных предприятий (пункт 3 части 1 статьи 17).Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия, необходимые для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Из статьи 51 Федерального закона также следует, что создание муниципальными образованиями муниципальных предприятий является одним из способов владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий. Целевая правоспособность муниципального предприятия закреплена также в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».Таким образом, создание и деятельность муниципального предприятия могут быть направлены только на решение вопросов местного значения. Иное означало бы нецелевое и неправомерное использование муниципальной собственности. Пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возможность законодательного установления случаев регулирования или установления цен (тарифов). Это общее правило находит свое развитие в специальной норме пункта 4 части 1 статьи 17 Федерального закона, в соответствии с которой органы местного самоуправления обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями. Законодатель предоставил данное право в отношении любых услуг организаций данного вида, поскольку, как уже было отмечено, деятельность муниципального предприятия не может не быть связана с вопросами местного значения муниципального образования-учредителя.
Следует также учитывать, что в соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ создание муниципального унитарного предприятия кроме целей обороны и безопасности возможно только в случае необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам). Регулирование тарифов на услуги и товары предприятия в такой ситуации является необходимым способом достижения целей создания этой организации.

Комитет Государственной Думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправлени www.komitet4.km.duma.gov.ru

 


 

Вопрос

В статьях 70 и 71 Федерального закона установлено, что органы местного самоуправления, депутаты, выборные должностные лица несут ответственность перед населением. В каких случаях и каких формах наступает ответственность перед населением?

Ответ

Ответственность за действия (бездействие), причинившие материальный или иной ущерб или составляющие угрозу общественной безопасности и безопасности граждан дифференцируется на уголовную, административную и гражданскую.
Органы местного самоуправления могут привлекаться к ответственности в порядке гражданского и административного производства.
Должностные лица, так же как и граждане, могут привлекаться к ответственности в порядке уголовного, гражданского и административного производства.
Должностные лица также несут дисциплинарную ответственность в степени, установленной регулирующими их права и обязанности по замещаемой ими должности законодательными и локальными актами.
Депутаты и выборные должностные лица также несут моральную и политическую ответственность за свои решения и действия перед жителями муниципального образования. Эти формы ответственности не определяются формальными актами, и указанные лица не могут привлекаться к ответственности по политическим и морально-нравственным критериям.
Моральная и политическая ответственность выражается в оценках жителями муниципальных образований поведения и деятельности депутатов и выборных должностных лица местного самоуправления, решений, которые они принимали и их результатов интересам граждан и представлениям граждан о справедливости этих решений и их соответствия общественному благу.
Эти оценки реализуются в доверии или недоверии населения этим лицам, отражающихся в общественном мнении и результатах голосования на выборах в органы местного самоуправления.
Вместе с тем в статье 71 Федеральном законе не раскрыто содержание ответственности перед населением (чем она отличается от уголовной, административной и гражданской и в чем она может состоять, например, в возмещении ущерба, нанесенного муниципальной казне или имуществу, общественном порицании, частичном ограничении гражданских прав на территории муниципального образования и т.п.), так же как не раскрыто и содержание понятия основания наступления ответственности.
В части 10 статьи 36 и части 10 статьи 40 установлен исчерпывающий перечень оснований для досрочного прекращения полномочий депутатов и выборных должностных лиц, следовательно, в порядке ответственности указанных лиц перед населением не может предусматриваться досрочное прекращение полномочий (за исключением их отзыва населением).
В пункте 8 части 1 статьи 44, отзыв указанных лиц населением включается, в понятие ответственности перед населением указанных лиц.
Вместе с тем в статье 24 основания для отзыва связываются с конкретными противоправными решениями или действиями (бездействием), установленным судебным решением.
В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации должностные лица, в том числе замещающие выборные должности, могут наказываться лишением права занимать государственные должности и должности в органах местного самоуправления, что влечет досрочное прекращение полномочий выборных должностных лиц и увольнение с муниципальной службы муниципальных служащих.

Комитет Государственной Думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправлени www.komitet4.km.duma.gov.ru