Подлежит ли отмене нормативный правовой акт сельского поселения в сфере утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки  и т.п., в случае передачи такого вопроса местного значения муниципальному району?

Ответ

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено  утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки и т.п.
При этом частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ установлено, что вопрос, предусмотренный пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ может быть закреплен за сельскими поселениями законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним уставом муниципального района и уставами сельских поселений.
В случае отсутствия такого закона субъекта Российской Федерации вопрос, предусмотренный пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, на землях сельского поселения должен осуществляться муниципальным районом в силу положений части 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ.
Следует учитывать, что вслед за  вопросом местного значения на уровень муниципального района также переходят все полномочия, предусмотренные для его решения.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
По нашему мнению, рассматриваемый случай попадает под формулировку: «изменения перечня полномочий указанных органов». В связи с этим, полагаем, что при возникновении необходимости нового регулирования соответствующих правоотношений муниципальному району следует разрабатывать и принимать собственный нормативный правовой акт. В этом случае нормативный правовой акт сельского поселения подлежит отмене, но не изменению, новым нормативным правовым актом муниципального района. До отмены нормативные правовые акты сельского поселения сохраняют юридическую силу, и изменение перечня полномочий само по себе не влечет необходимости их отмены.

Комитет Государственной Думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправлени www.komitet4.km.duma.gov.ru