В статьях 70 и 71 Федерального закона установлено, что органы местного самоуправления, депутаты, выборные должностные лица несут ответственность перед населением. В каких случаях и каких формах наступает ответственность перед населением?

Ответ

Ответственность за действия (бездействие), причинившие материальный или иной ущерб или составляющие угрозу общественной безопасности и безопасности граждан дифференцируется на уголовную, административную и гражданскую.
Органы местного самоуправления могут привлекаться к ответственности в порядке гражданского и административного производства.
Должностные лица, так же как и граждане, могут привлекаться к ответственности в порядке уголовного, гражданского и административного производства.
Должностные лица также несут дисциплинарную ответственность в степени, установленной регулирующими их права и обязанности по замещаемой ими должности законодательными и локальными актами.
Депутаты и выборные должностные лица также несут моральную и политическую ответственность за свои решения и действия перед жителями муниципального образования. Эти формы ответственности не определяются формальными актами, и указанные лица не могут привлекаться к ответственности по политическим и морально-нравственным критериям.
Моральная и политическая ответственность выражается в оценках жителями муниципальных образований поведения и деятельности депутатов и выборных должностных лица местного самоуправления, решений, которые они принимали и их результатов интересам граждан и представлениям граждан о справедливости этих решений и их соответствия общественному благу.
Эти оценки реализуются в доверии или недоверии населения этим лицам, отражающихся в общественном мнении и результатах голосования на выборах в органы местного самоуправления.
Вместе с тем в статье 71 Федеральном законе не раскрыто содержание ответственности перед населением (чем она отличается от уголовной, административной и гражданской и в чем она может состоять, например, в возмещении ущерба, нанесенного муниципальной казне или имуществу, общественном порицании, частичном ограничении гражданских прав на территории муниципального образования и т.п.), так же как не раскрыто и содержание понятия основания наступления ответственности.
В части 10 статьи 36 и части 10 статьи 40 установлен исчерпывающий перечень оснований для досрочного прекращения полномочий депутатов и выборных должностных лиц, следовательно, в порядке ответственности указанных лиц перед населением не может предусматриваться досрочное прекращение полномочий (за исключением их отзыва населением).
В пункте 8 части 1 статьи 44, отзыв указанных лиц населением включается, в понятие ответственности перед населением указанных лиц.
Вместе с тем в статье 24 основания для отзыва связываются с конкретными противоправными решениями или действиями (бездействием), установленным судебным решением.
В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации должностные лица, в том числе замещающие выборные должности, могут наказываться лишением права занимать государственные должности и должности в органах местного самоуправления, что влечет досрочное прекращение полномочий выборных должностных лиц и увольнение с муниципальной службы муниципальных служащих.

Комитет Государственной Думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправлени www.komitet4.km.duma.gov.ru