Зарегистрирован 

Администрацией ____________ сельского поселения ______________ муниципального района Волгоградской области

Постановление от ____ г. № _____

Глава Администрации ________

Подпись           печать


Утвержден 
конференцией по учреждению территориального общественного самоуправления «____________»

Протокол от ___________ г. №____






 
     








   Устав
Территориального общественного самоуправления
«___________»












                ______ год

   1. Общие положения
1.1. Территориальное общественное самоуправление «______» (далее ТОС) является некоммерческой организацией, объединяющей граждан по месту их жительства на территории хутора «_______»  для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Полное наименование: Территориальное общественное самоуправление «________».
Сокращенное наименование: ТОС «________».
1.2. ТОС является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. ТОС может от своего имени совершать любые сделки, не противоречащие законодательству Российской Федерации и настоящему уставу, приобретать имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде. ТОС имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать со своим наименованием.
1.3. Правовую основу ТОС составляют Европейская Хартия местного самоуправления, Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, законы Волгоградской области, Положение о территориальном общественном самоуправлении в администрации Калмыковского сельского поселения «Зотовский», иные нормативные правовые акты органов местного самоуправления, а также настоящий Устав.
       1.4 Местонахождение совета ТОС – Волгоградская область, _______ район, х. ______ ул. ________, д.______.
                                        2. Границы территории
2.1. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в границах хутора _________, являющегося частью территории _________ сельского поселения______________ района Волгоградской области. 

       3. Цели, задачи, формы и основные направления деятельности             
                  территориального общественного самоуправления
3.1. ТОС создается с целью:
   привлечения жителей к решению вопросов жизнедеятельности    территории населенного пункта;
реализации прав жителей территории населенного пункта на различные        
формы осуществления местного самоуправления.
3.2. Для достижения целей ТОС призвано решать следующие задачи:
реализация программы содержания и развития территории населенного пункта, направленной на ее благоустройство и удовлетворение социально-бытовых потребностей ее жителей;
защита прав и интересов жителей территории населенного пункта;
участие жителей территории населенного пункта в деятельности органов местного самоуправления поселения по вопросам, затрагивающим интересы территории как части муниципального образования.
3.3. Основные направления деятельности ТОС:
1) защита прав и законных интересов жителей в органах государственной власти Волгоградской области и органах местного самоуправления;
2) организация благотворительных акций, содействие в проведении таких акций органами государственной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления, благотворительными фондами, гражданами и их объединениями, участие в распределении гуманитарной и иной помощи;
3) участие в контроле над выполнением условий владения, распоряжения, пользования, приватизации и аренды муниципальной собственности, расположенной в пределах установленных границ  ТОС;
4) содействие правоохранительным органам в поддержании общественного порядка;
5) контроль в сфере потребительского рынка в порядке и формах, установленных органами местного самоуправления;
6) организация клубов по интересам, кружков технического и художественного творчества, спортивных кружков, ведение воспитательной работы среди детей и подростков, оказание помощи инвалидам, престарелым, семьям погибших военнослужащих, малообеспеченным и многодетным семьям;
7) защита интересов жителей как потребителей коммунально-бытовых услуг в соответствующих службах;
8) внесение предложений в соответствующие органы муниципального образования по вопросам, затрагивающим интересы жителей, в том числе:
использования земельных участков, расположенных в пределах установленных границ ТОС под строительство, создание детских и оздоровительных площадок, скверов, стоянок автомобилей, гаражей, площадок для выгула собак и для других общественно полезных целей;
создания и ликвидации объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, здравоохранения и других организаций в пределах установленных границ ТОС;
9) содействие в проведении мероприятий санитарного, эпидемиологического, экологического и пожарного контроля и безопасности;
10) контроль над качеством уборки территории, вывозом мусора, работой соответствующих служб по эксплуатации жилищного  фонда и устранению аварийных ситуаций;
11) содействие жителям в выполнении правил эксплуатации жилищного фонда, участие в мероприятиях по благоустройству территории;
12) информирование населения о решениях органов государственной власти Волгоградской области и органов местного самоуправления, принятых по предложению или при участии ТОС;
13) оказание помощи соответствующим органам муниципального образования в решении вопросов капитального ремонта (реконструкции) жилищного фонда и связанного с этим отселения жителей, участие в разработке договоров на проведение указанных работ;
14) поддержание в порядке дворов, дорог, тротуаров, колодцев, мест захоронений, участие в охране памятников истории, культуры.
15) организация комплексного обслуживания личных подсобных хозяйств.
Наряду с перечисленными направлениями деятельности   ТОС могут быть отнесены и другие вопросы, в том числе переданные ему органами местного самоуправления и добровольно взятые на себя ТОС  в соответствии с действующим законодательством.
       3.4. ТОС на территории населенного пункта осуществляется в следующих формах:
проведение  собраний (конференций) жителей территории населенного пункта
работа органов ТОС территории населенного пункта
      4. Порядок проведения собраний (конференций), их полномочия,порядок принятия решений
4.1.Собрание (конференция) жителей является высшим руководящим органом ТОС и может созываться органами местного самоуправления муниципального образования, органами  ТОС или инициативной группой жителей.
Собрание (конференция) жителей  проводятся не реже одного раза в год.
В случае созыва собрания (конференции) инициативной группой, при наличии на данной территории ТОС, численность инициативной группы не может быть меньше 10 процентов жителей территории.
Собрание (конференция) жителей, созванные инициативной группой, проводится не позднее 30 дней после письменного обращения инициативной группы в исполнительный орган ТОС.
Граждане, не проживающие постоянно или преимущественно на территории населенного пункта, вправе  принимать участие в собраниях        (конференциях) жителей с правом совещательного голоса.
Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей территории населенного пункта, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей территории населенного пункта, достигших шестнадцатилетнего возраста.
4.2. К исключительным полномочиям собрания (конференции) жителей территории населенного пункта ТОС, относятся;
принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений;
избрание руководящих и ревизионных органов ТОС, досрочное прекращение их полномочий;
определение основных направлений деятельности ТОС, принципов формирования его имущества;
утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
реорганизация и ликвидация ТОС.
4.3. Решения собрания (конференции) принимаются открытым голосованием, простым большинством голосов присутствующих жителей (делегатов) и подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Решения по вопросам исключительной компетенции принимаются 2/3 голосов присутствующих.

              5.Порядок формирования, прекращения полномочий,
                    права и обязанности, срок полномочий органов
                территориального общественного самоуправления

5.1. Для организации и непосредственной реализации направлений деятельности, принятых на себя ТОС, конференция избирает исполнительный коллегиальный орган – совет территориального общественного самоуправления (далее Совет).
Совет избирается открытым голосованием на срок четыре года, избранными считаются жители населенного пункта, получившие 2/3 голосов присутствующих на конференции жителей.
Совет подотчетен собранию (конференции), отчитывается в своей работе перед жителями не реже одного раза в год.
Руководителем Совета является председатель Совета, избранный непосредственно на собрании (конференции) жителями, из состава Совета, со сроком полномочий четыре года.
Члены Совета из своего состава избирают заместителя председателя и секретаря, образуют комиссии, назначают старост улиц.
Совет может быть досрочно переизбран по решению собрания (конференции) в случае выражения ему недоверия со стороны жителей территории населенного пункта и в иных случаях, предусмотренных законодательством. Избрание новых членов Совета проводится в порядке, предусмотренном настоящим Уставом.
Заседания Совета проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Заседание считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины членов Совета. Решение Совета принимается простым большинством голосов присутствующих членов, а при равенстве голосов решающим является голос  председателя или исполняющего обязанности председателя Совета. Решения оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем.
Деятельность Совета осуществляется в соответствии с программой ТОС, принятой на собрании (конференции), на основе перспективных и текущих планов, которые составляются с учетом предложений жителей населенного пункта и органов местного самоуправления поселения.
Совет представляет интересы жителей, обеспечивает исполнение решений, принятых жителями на собраниях (конференциях).
Совет может осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории населенного пункта, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей жителей, как за счет их собственных средств, так и по договору с органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета.
Совет вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и их должностными лицами, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов
5.2. В пределах полномочий, определенных настоящим уставом, Совет имеет право:
созывать собрания или конференции жителей для рассмотрения вопросов ТОС, содействовать созданию и деятельности клубов избирателей, развитию других форм гражданской активности населения;
заключать договоры и соглашения с органами местного самоуправления, а также с другими организациями независимо от форм собственности;
принимать через своих представителей участие с правом совещательного голоса в заседаниях органов местного самоуправления по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории;
распоряжаться материальными и финансовыми средствами, переданными органам ТОС;
с учетом застройки соответствующей территории разрабатывать планы ее обустройства, привлекать на добровольной основе средства населения и организаций, создавать фонды местной инициативы;
содействовать созданию организаций для оказания услуг населению;
объединять на договорных началах собственные средства и средства юридических лиц, граждан, общественных объединений для строительства и содержания различных объектов коммунально-бытового обслуживания, комплексного обслуживания ЛПХ и социально-культурного назначения, получать под свою ответственность кредиты и предоставлять ссуды из собственных средств, приобретать акции и облигации;
определять в соответствии со своим уставом штаты и порядок оплаты труда работников органа  ТОС с последующим утверждением их на собрании  или конференции;
принимать решения о вступлении  ТОС в союзы (ассоциации);
реализовывать другие полномочия ТОС, не противоречащие действующему законодательству и настоящему Уставу.
Совет на основе заключенных с органами местного самоуправления договоров вправе:
организовывать и проводить на территории действия ТОС работы по обслуживанию, текущему ремонту зданий и обустройству дворовых территорий (в том числе силами граждан при их добровольном согласии), привлекать для этих целей юридические и физические  лица;
выступать заказчиком в проведении строительных и ремонтных работ, работ по благоустройству, осуществляемых в пределах установленных границ ТОС за счет средств ТОС и иных инвесторов в порядке, установленном действующим законодательством;
пользоваться имуществом, созданным за счет средств и трудового участия населения или переданным органами местного самоуправления.
Совет по согласованию с местной администрацией поселения оформляет на территории населенного пункта стенд, на который помещаются информационные материалы о его деятельности. 
5.3. Председатель Совета представляет интересы населения проживающего на данной территории, обеспечивает исполнение решений, принятых на конференциях жителей.
Во исполнение возложенных на Совет задач, председатель Совета, действует без доверенности от имени ТОС, в т.ч.:
представляет ТОС в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их форм собственности, и гражданами;
организует деятельность Совета;
организует подготовку и проведение собраний или конференций граждан, осуществляет контроль по реализации, принятых на них решений;
ведет заседание Совета;
информирует органы местного самоуправления муниципального образования о деятельности ТОС, о положении дел на подведомственной территории;
обеспечивает контроль над соблюдением правил благоустройства и санитарного содержания подведомственной территории ТОС;
информирует органы санэпиднадзора о выявленных нарушениях правил благоустройства и санитарного содержания на подведомственной территории с целью последующего составления протоколов о привлечении к административной ответственности в соответствии с законодательством;
обеспечивает организацию выборов членов Совета взамен выбывших;
подписывает решения, протоколы заседаний и другие документы Совета;
решает иные вопросы, порученные ему собранием или конференцией жителей, органами местного самоуправления муниципального образования.
Полномочия председателя Совета и членов Совета досрочно прекращаются в случаях:
подачи личного заявления о прекращении полномочий;
выбытия на постоянное место жительства за пределы соответствующей территории;
смерти;
решения собрания или конференции жителей;
вступления в силу приговора суда в отношении председателя  или члена Совета;
по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о труде (если полномочия осуществляются на постоянной основе).
Выборы новых членов, председателя Совета производятся не позднее одного месяца со дня прекращения полномочий.
В случае досрочного прекращения полномочий председателя Совета, заместитель председателя Совета или один из членов Совета исполняет полномочия председателя до избрания нового председателя Совета.
Во время исполнения заместителем председателя Совета или членом Совета обязанностей председателя, на него распространяются права, обязанности и ответственность председателя Совета.
5.4. Для осуществления контроля и проверки финансово-хозяйственной деятельности Совета конференция жителей избирает контрольно-ревизионный орган ТОС – контрольно-ревизионную комиссию (далее комиссия) сроком на четыре года. 
В состав комиссии не могут быть избраны члены Совета.
Комиссия из своего состава избирает председателя.
Комиссия проводит плановые ревизии финансово-хозяйственной деятельности Совета не реже одного раза в год.
Решением  собрания (конференции) жителей на комиссию могут быть возложены функции по контролю над выполнением устава ТОС.
Для проверки финансово-хозяйственной деятельности Совета комиссия вправе привлекать аудиторские организации.
Комиссия представляет собранию (конференции) заключение по годовому отчету Совета и годовой отчет о своей деятельности.
Комиссия при необходимости имеет право созвать внеочередное собрание (конференцию) жителей.

         6.  Порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами.

6.1. ТОС может пользоваться имуществом, передаваемым им органами местного самоуправления, иными субъектами, а также имуществом, создаваемым или приобретаемым за счет собственных средств.
Источниками формирования имущества ТОС также могут являться добровольные взносы и пожертвования, другие, не запрещенные законом поступления.
Вопросы пользования имуществом  ТОС решают  собрания (конференции) жителей, а в период между их созывами в отношении имущества ТОС правомочия осуществляет его Совет.
Распоряжение собственностью ТОС производится в порядке, установленном действующим законодательством.
Собрание (конференция) жителей ТОС, а также  Совет вправе вносить предложения в органы государственной власти Волгоградской области и органы местного самоуправления о передаче ТОС имущества предприятий, организаций, учреждений, их структурных подразделений и иных объектов, относящихся к государственной или муниципальной собственности, если они имеют важное значение для обеспечения коммунально-бытовых, социально-культурных и иных нужд жителей.
      6.2. Финансовые средства ТОС могут состоять из собственных средств,  средств передаваемых им по договорам органами местного самоуправления, средств из иных источников, не запрещенных действующим законодательством.
Собственные финансовые средства образуются за счет добровольных взносов и пожертвований предприятий, учреждений, организаций и граждан, а также других, не запрещенных действующим законодательством поступлений.
 Совет самостоятельно использует имеющиеся в распоряжении ТОС финансовые средства в соответствии с уставными целями и программами социально-экономического развития соответствующих территорий.
Контроль над поступлением и расходованием финансовых средств осуществляется контрольно-ревизионным органом, а также органами муниципального и государственного финансового контроля.
Расходы на содержание  Совета осуществляются за счет собственных средств  ТОС либо за счет средств местного бюджета на основании решения 
представительного органа муниципального образования.
       6.3. Совет ТОС по решению собрании  (конференции) жителей ТОС вправе осуществлять предпринимательскую деятельность по обслуживанию населения, прибыль от которой должна использоваться исключительно на 
уставные цели  ТОС.
                     7. Внесение изменений и дополнений в устав ТОС

7.1. Изменения и  дополнения в устав ТОС вносятся по решению собрания (конференции), принятому 2/3 голосов присутствующих и подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация ТОС.

8. Реорганизация и ликвидация ТОС

8.1.Реорганизация или ликвидация ТОС осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством, по решению собрания (конференции), принятому 2/3 голосов присутствующих.
8.2. Имущество ТОС, оставшееся после удовлетворения требований кредитов, направляются  на уставные цели.