4.2.3. Акционирование муниципального жилищного предприятия

Перспективный уровень
1. Описание стандарта 
Переход к этой практике был осуществлен с целью повышения эффективности управления жилищным фондом путем акционирования муниципального жилищного предприятия, формирования новой системы имущественных, договорных и финансовых отношений между органом местного самоуправления и вновь созданной жилищной управляющей организацией.
В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство остается отраслью экономики, в которой преобладают муниципальные унитарные предприятия. Доля частных компаний и объемы производимой ими продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг невелики. В связи с этим, наиболее актуальной, экономически целесообразной и обоснованной является политика расширения форм участия частного бизнеса в подъеме отрасли, ее качественном изменении и приведении в соответствие с современными рыночными условиями, при одновременном усилении социальной защиты малообеспеченных слоев населения. Развитию этого процесса будет способствовать передача муниципальными образованиями имущества, находящегося в муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации. 
Необходимость перехода к практике акционирования муниципальных предприятий обоснована тем, что в существующих условиях полномочия хозяйственного ведения в отношении муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями, осуществляются, практически, единолично руководителями этих предприятий. Круг полномочий города в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, ограничен законом, и вмешательство органов местного самоуправления в хозяйственную деятельность унитарных предприятий (их руководителей) вне установленного круга полномочий является неправомерным. Это приводит к тому, что в отдельных случаях управление финансовыми потоками предприятий осуществляется бесконтрольно. Поскольку руководители МУП, с юридической точки зрения, не связаны необходимостью согласовывать свои решения с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом), они самостоятельно принимают решения о направлении использования прибыли, в том числе, могут направлять ее на оплату договоров с дочерними организациями и филиалами. Что касается возможности применения к руководителям МУПов санкций по результатам хозяйственной деятельности предприятий - в рамках ГК РФ эта возможность ограничена, а меры «административного» воздействия, зачастую, нелегитимны. Таким образом, создается ситуация, когда, с одной стороны, в условиях отсутствия взаимовыгодных договоров и при недостатке бюджетных средств на оплату обязательств города, у собственника нет действенных экономических и гражданско-правовых рычагов стимулирования повышения эффективности работы предприятий, с другой стороны, МУПы, нередко, страдают оттого, что муниципальные образования используют «административный ресурс» во вред муниципальным унитарным предприятиям (перекосы в тарифообразовании, ограничения в применении санкций к должникам, неполное и несвоевременное возмещение убытков и др.).
В настоящем стандарте лучшей практики рассматривается способ преобразования муниципальных унитарных жилищно-эксплуатационных, ресурсоснабжающих, специализированных и управляющих жилищных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находятся в муниципальной собственности. Важно подчеркнуть, что такая приватизация означает не новый передел собственности, а переход от системы административно-отраслевого управления муниципальной собственностью к более эффективной широкомасштабной системе управления («приватизация права управления»).  При приватизации муниципальных унитарных предприятий жилищный фонд, объекты коммунальной инфраструктуры, имеющие жизненно важное значение для населения муниципального образования, первоначально останутся в муниципальной собственности, а впоследствии, после частичной продажи акций немуниципальным собственникам, муниципалитет сохранит необходимый контроль над управлением таких объектов. Тем самым, осуществляется «уход» от неудобства права хозяйственного ведения, поскольку с момента приватизации унитарного предприятия, прекращается право хозяйственного ведения унитарного предприятия, имущественный комплекс которого приватизирован, и возникает право собственности нового акционера на имущественный комплекс унитарного предприятия.
В соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», в общем случае, возмездное отчуждение находящегося в собственности муниципального образования имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц осуществляется следующими способами:
преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

При этом, в случае, если размер уставного капитала, определенный в соответствии Законом о приватизации, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. 
При осуществлении приватизации муниципального имущества путем преобразования муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество, 100% акций которого находится в муниципальной собственности, происходит изменение организационно-правовой формы действующего предприятия жилищно-коммунального хозяйства. До первого собрания акционеров руководитель государственного или муниципального унитарного предприятия, преобразованного в открытое акционерное общество, назначается директором (генеральным директором) указанного общества. 
В соответствии со Ст. 30 (п. 4) Федерального Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», обязательным условием приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения является сохранение их назначения в течение срока, установленного решением об условиях приватизации, но не более чем пять лет с момента приватизации.
Поскольку, в соответствии с законом, органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества, в принимаемом ими плане приватизации может быть определено условие сохранения доли муниципалитета в управлении акционерным обществом в случае последующей продажи акций (т.е., условие сохранения в собственности муниципалитета необходимого количества акций, обеспечивающих более 25% голосов на общем собрании акционеров). Статьей 40 вышеупомянутого закона предусмотрены особые условия дальнейшего сохранения доли государства или муниципального образования в уставном капитале таких открытых акционерных обществ: «при наличии в государственной или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, предоставляющих более 25 процентов голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного общества путем дополнительного выпуска акций осуществляется с сохранением доли государства или муниципального образования и обеспечивается внесением в уставный капитал этого общества государственного или муниципального имущества либо средств соответствующего бюджета для оплаты дополнительно выпускаемых акций».
Таким образом, по завершении процесса приватизации муниципальные образования сохраняют необходимый контроль за использованием и сохранностью приватизированного имущества, а также контроль за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих. Созданные на базе муниципальных унитарных предприятий открытые акционерные общества будут способны нести реальную ответственность перед городом, подрядчиками и потребителями за результаты своей деятельности. Муниципальные образования будут управлять принадлежащими им акциями, а также осуществлять права акционера в создаваемых обществах через своих представителей в их органах управления или будут привлекать для этого профессиональных доверительных управляющих. 
2. Муниципальное образование
Город Электросталь (Московская область)
3. Исходная ситуация
В городе Электросталь управление жилищным фондом осуществляли три жилищных треста МУП ЖКХ «Восток», МУП «Центральное» и МУП ЖКХ «Северное». Администрация города в 2001 году приняла решение в качестве эксперимента провести приватизацию жилищного треста МУП ЖКХ «Восток».
Имущество муниципального унитарного предприятия по обслуживанию и ремонту жилищного фонда «Восток» являлось муниципальной собственностью и было закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения. На основании договора «О закреплении муниципального имущества», в хозяйственное ведение предприятия МУП «Восток» были переданы средства производства, складские и иные помещения, необходимые для выполнения возложенных на предприятие функций, а также муниципальный жилищный фонд.
Право хозяйственного ведения составляет особую разновидность вещных прав. Это – вещные права юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению имуществом собственника. Предприятие, получившее имущество в хозяйственное ведение, может владеть и пользоваться предоставленным ему имуществом по своему усмотрению. Право владения, пользования и распоряжения имуществом, переданным в хозяйственное ведение, не может быть ограничено условиями договора и регламентируется только Гражданским кодексом. 
Имущество, переданное унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия. Собственник уже не может осуществлять в отношении этого имущества правомочия владения и пользования (а в значительной мере — и правомочие распоряжения). Следует учитывать и то, что имуществом, находящимся у предприятий на праве хозяйственного ведения, они отвечают по своим собственным долгам и не отвечают по обязательствам создавшего их собственника, поскольку оно становится «распределенным» муниципальным имуществом. 
Следует отметить еще одну особенность муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, - это бессрочный характер права хозяйственного ведения. Изъять имущество, находящееся в хозяйственном ведении предприятия, возможно только с согласия предприятия или в случае реорганизации предприятия.

В настоящее время в городе Электросталь все имущественные вопросы в жилищно-коммунальном хозяйстве города решает Комитет по управлению имуществом. Комитет по управлению имуществом передает муниципальное имущество в хозяйственное ведение, оперативное управление и сдает в аренду. Функции собственника по владению и пользованию муниципальным имуществом в сфере жилищно-коммунального хозяйства осуществляет муниципальное учреждение «Управление муниципального заказа» (далее по тексту МУ «УМЗ»). К функция собственника жилищного фонда, реализуемых МУ «УМЗ», относятся:
Тарифная политика в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг. Вопросы тарифного регулирования находятся в ведении МУ «УМЗ».
Политика ставок оплаты населением жилищно-коммунальных услуг. 
Политика управления муниципальным жилищным фондом и коммунальной инфраструктурой. 
Распоряжение и контроль расходования бюджетных и внебюджетных ресурсов, направляемых на жилищно-коммунальное хозяйство. 
Формирование системы договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. Заключение договоров на:
управление муниципальным жилищным фондом (договор между управляющей организацией и органом, представляющим интересы муниципального образования в жилищно-коммунальном хозяйстве на указанной территории);
управление муниципальными коммунальными объектами и инженерной инфраструктурой (договор между управляющей организацией и органом, представляющим интересы муниципального образования в жилищно-коммунальном хозяйстве);
наем (между нанимателем и жилищной управляющей организацией);
управление долей в общем имуществе и предоставление коммунальных услуг (договор между собственниками жилья и управляющей жилищной организацией);
поставку ресурсов (договор между управляющей жилищной организацией и поставщиками коммунальных услуг). 
Формирование конкурентной среды в сфере управления и предоставления жилищно-коммунальных услуг. 
Формирование политики ресурсосбережения. 
Формирование нормативной базы и административная поддержка товариществ собственников жилья. 
Учет и контроль недвижимости в жилищной сфере, содействие формированию цивилизованного рынка жилья. 

Главной целью органов местного самоуправления при принятии решения о проведении эксперимента по приватизации предприятия МУП ЖКХ «Восток» являлось улучшение качества жизни населения в жилищном фонде, создания комфортных условий пребывания в городе. Для достижения этой цели было запланировано решение следующих задач:
создание нормальных развитых рыночных отношений в сфере управления жилищным фондом, внедрение в отрасли экономических методов регулирования тарифов;
повышение эффективности управления муниципальной собственностью;
снижение издержек производства и потребления жилищно-коммунальных услуг;
повышение эффективности работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства, улучшение финансово - экономических показателей их деятельности;
увеличение доходов муниципального бюджета на основе эффективного управления муниципальной собственностью, создания новых возобновляемых источников платежей и получения части прибыли от приватизированных предприятий;
расширение сферы обслуживания населения за счет предоставления дополнительных услуг;
создание условий добросовестной конкуренции на рынке управления жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры для предприятий любых форм собственности;
повышение эффективности контроля за деятельностью управляющих, ресурсоснабжающих и подрядных организаций;
создание условий для привлечения частного капитала в жилищную сферу.
4. Поэтапные мероприятия в рамках реализации стандарта
Приватизация жилищного треста МУП ЖКХ «Восток» в городе Электросталь Московской области производилась поэтапно. Условно основные этапы могут быть обозначены следующим образом:
1. Принятие решения о приватизации МУП ЖКХ «Восток».
2. Подготовка предприятия к приватизации.
3. Процедура создания общества.
4.1. Принятие решения о приватизации
В соответствии с нормами муниципального права, порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно путем принятия собственных программ приватизации принадлежащего им имущества, самостоятельной классификации объектов приватизации, определения сроков их приватизации и осуществления иных действий. В городе Электросталь Московской области, согласно статьям 15 и 44 Устава города Московской области, прерогатива установления порядка приватизации собственности правомерно отнесена к исключительным полномочиям Совета депутатов.
Инициатива в проведении приватизации муниципального имущества исходила от МУП ЖКХ «Восток». Инициативу предприятия поддержала администрация города. МУП ЖКХ «Восток» подало заявку на приватизацию имущества предприятия в Комитет по управлению имуществом города Электросталь. Совет депутатов города утвердил порядок подачи заявки на приватизацию (приема, регистрации и рассмотрения заявки на приватизацию, перечень документов, необходимых для рассмотрения заявки на приватизацию) и принятия решения по приватизации, необходимые сроки и другие условия. 
Комитет по управлению муниципальным имуществом рассмотрел заявку и документы на приватизацию и принял решение о целесообразности приватизации объекта (без ограничений) и необходимости создания комиссии по приватизации унитарного предприятия. Глава города Электросталь подписал постановление о преобразовании МУП «Восток в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого будет находиться в муниципальной собственности.
Комитету по управлению муниципальным имуществом было поручено создать комиссию по приватизации муниципального унитарного предприятия и установить срок подготовки плана его приватизации.
Были определены сроки проведения анализа и оценки финансово-экономического состояния унитарного предприятия, инвентаризации имущества, дебиторской и кредиторской задолженности муниципального унитарного предприятия «Восток» в отношении всех его кредиторов и должников (включая обязательства, оспариваемые сторонами, накладывающие обременения на объект приватизации), определены сроки разработки предложения по реструктуризации финансовых обязательств.
МУП ЖКХ «Восток» было запрещено:
совершать сделки с движимым имуществом, стоимость которого превышает 10 процентов балансовой стоимости активов муниципального унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета, со дня принятия решения о преобразовании муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество и до момента его государственной регистрации без согласования с органами по управлению муниципальным имуществом;
совершать сделки с недвижимым имуществом;
увольнять более 10% численности работников указанного предприятия до момента государственной регистрации такого общества;
Одновременно предприятию было поручено подготовить пакет учредительных и необходимых локальных документов юридического лица, создаваемого при приватизации муниципального унитарного предприятия.
4.2. Подготовка к приватизации предприятия
На этапе подготовки к приватизации МУП «Восток» была осуществлена проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия. Для выполнения проверки была приглашена аудиторская организация. Результаты аудита были представлены в администрацию города. 
Комитет по управлению имуществом провел инвентаризацию имущества МУП «Восток». В результате инвентаризации был сформирован перечень имущества предприятия и разработаны предложения по формированию перечня имущества муниципального унитарного предприятия, входящего в состав приватизируемого имущественного комплекса, передаваемого в уставный капитал создаваемого акционерного общества, а также сформирован перечень имущества, оставляемого в собственности муниципального образования, в том числе, имущества, не используемого в управленческой и производственной деятельности. К объектам, не вошедшим в перечень приватизируемого имущества, относится жилищный фонд, объекты благоустройства, внешние сети.
Комитетом по управлению муниципальным имуществом по результатам инвентаризации составлен имущественный паспорт. Имущественный паспорт содержит:
выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
акт оценки стоимости имущества предприятия (зданий, сооружений, машин, оборудования и других основных средств, незавершенного капитального строительства и неустановленного оборудования, нематериальных активов, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, арендуемых основных средств, основных средств, сдаваемых в аренду, данных о наделении оборотными и/или денежными средствами и др.);
штатное расписание предприятия;
справку о численности работников;
выписки из пообъектных паспортов БТИ;
свидетельства на право пользования земельными участками;
схемы земельных участков.
Комитет по управлению имуществом опубликовал в средствах массовой информации сообщения о приватизации муниципального имущества, а также сформировал комиссию по приватизации МУП ЖКХ «Восток». В состав комиссии вошли сотрудники администрации города, представители Совета депутатов города Электросталь, представители работников МУП «Восток», представители профсоюзов, действующих на предприятии.
Комитет по управлению имуществом установил срок подготовки плана приватизации МУП ЖКХ «Восток». Кроме этого, комитет подготовил рекомендации для внесения в проект устава создаваемого открытого акционерного общества, касающиеся размера уставного капитала, касающиеся вопросов:
номинальной стоимости одной размещенной обыкновенной акции и их общего количества;
величины уставного капитала, складывающегося из номинальной стоимости размещенных акций общества всех категорий (типов);
иные положения, необходимые для разработки устава создаваемого общества.
Для определения величины уставного капитала при преобразовании муниципального предприятия в открытое акционерное общество использовались данные баланса предприятия с учетом результатов переоценки основных фондов.
4.3. Процедура создания общества
Руководством МУП ЖКХ «Восток», после принятия решения главы города о приватизации МУП «Восток», было проведено общее собрание трудового коллектива. На собрании трудового коллектива были выбраны представители предприятия, которые участвовали в подготовке проекта плана приватизации предприятия. 
Была создана рабочая группа по разработке плана приватизации предприятия. План приватизации предприятия включает:
способ и сроки преобразования муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого находится в государственной или муниципальной собственности;
величину уставного капитала открытого акционерного общества;
перечень льгот, предоставляемых его работникам;
категории (типы) акций открытого акционерного общества;
номинальную стоимость указанных акций;
способы и сроки их продажи.
Комиссия по приватизации рассмотрела план приватизации предприятия, подготовленный представителями работников муниципального унитарного предприятия. После рассмотрения плана приватизации предприятия, внесения в него дополнений и изменений, комиссия по приватизации согласовала его с общим собранием работников муниципального унитарного предприятия. План приватизации предприятия был утвержден комитетом по управлению имуществом.
На основании утвержденного плана приватизации МУП «Восток» подготовило устав и пакет необходимых локальных документов юридического лица, создаваемого в процессе приватизации. Подготовка устава осуществлялась с учетом требований Федерального закона «Об акционерных обществах» и особенностей, определенных Законом о приватизации. Одновременно был подготовлен договор, содержащий условия о передаче в пользование акционерному обществу имущества, не внесенного в уставный капитал и необходимого для осуществления уставной деятельности, а также проект договора на управление муниципальным жилищным фондом.
К моменту регистрации общества все акции создаваемого акционерного общества были приобретены его единственным учредителем (органом по управлению муниципальным имуществом) в соответствии с решением об учреждении акционерного общества. Вновь созданное акционерное общество прошло государственную регистрацию в соответствии с действующим законодательством.
Комитет по управлению муниципальным имуществом сформировал органы управления созданного общества, определил персональный состав руководства. Полномочия высшего органа управления созданного общества, 100% акций которого закреплены в муниципальной собственности, - общего собрания акционеров - осуществляет от имени муниципального образования Комитет по управлению муниципальным имуществом.
Открытое акционерное общество, образуемое в процессе приватизации, заключило договор с администрацией города на управление муниципальным жилищным фондом.
5. Административное и организационное обеспечение внедрения и функционирования стандарта
Во внедрении и функционировании стандарта лучшей практики участвуют МУП ЖКХ «Восток», Комитет по управлению муниципальным имуществом, финансовое управление, Совет депутатов города, другие структуры администрации города. Координация их деятельности осуществляется лично главой администрации города.
Основную нагрузку по подготовке нормативно-правовой документации взял на себя МУП ЖКХ «Восток». Предприятием на договорной основе были привлечены консалтинговая и аудиторская компания, которые сформировали методические аспекты приватизации предприятия. В качестве консалтинговой компании для работы привлекался Институт экономики города. Разработанные рекомендации были представлены Главе администрации города, его заместителям и в Комитет по управлению имуществом.
Муниципальным предприятием были подготовлены проекты постановлений Главы администрации города, проекты Решений Комитета по управлению имуществом, подготовлен план приватизации предприятия, а также проекты договоров между администрацией города и жилищной организацией по управлению муниципальным жилищным фондом.
Большую работу провел комитет по управлению имуществом. Комитет провел инвентаризацию имущества МУП ЖКХ «Восток». На основании инвентаризации был сформирован имущественный паспорт организации. Комитет подготовил список имущества, подлежащего приватизации, а также список имущества, не подлежащего приватизации, но передаваемого вновь созданному предприятию для осуществления возложенных на него функций.
Информационное сопровождение внедрения стандарта было организовано через местные средства информации газеты, телевидение.
6. Факторы успешного внедрения стандарта
В процессе реализации стандарта стабильному решению текущих задач способствовали:
1. заинтересованность и активность главы администрации города, его заместителей, депутатов городского Совета и комитета по управлению муниципальным имуществом, которые проявились при выработке подходов к реализации стандарта, обсуждении содержания проектов нормативных правовых актов по вопросам приватизации муниципального жилищного предприятия;
2. профессионализм специалистов МУП ЖКХ «Восток». Основная нагрузка по подготовке нормативно-правовой базы, проведению разъяснительной работы, в том числе, и через средства массовой информации, легла на штатных сотрудников МУП ЖКХ «Восток».
3. согласованность действий всех подразделений администрации. Несмотря на негативные высказывания отдельных депутатов городского Совета, негативные статьи в прессе, сотрудники органов местного самоуправления реализовали решение, принятое Главой администрации города. Все мероприятия осуществлялись в планируемые сроки;
4. активная позиция финансового управления, благодаря которой удалось решить проблемы дебиторской и кредиторской задолженности, сформировавшейся в МУП ЖКХ «Восток», а также вопросы дальнейших финансовых отношений акционерного общества и муниципалитета в части бюджетных дотаций, льгот и субсидий, предоставляемых населению;
5. хорошо спланированное информационное сопровождение, участие консалтинговых и аудиторских фирм в подготовке материалов, благодаря чему большинство депутатов городского Собрания и сотрудников администрации поддержало идею приватизации муниципального предприятия.
7. Проблемы внедрения стандарта и пути их решения
Администрация муниципалитета на начальных этапах внедрения данного стандарта столкнулась с отдельными трудностями. Самой большой трудностью было убедить депутатов и главу администрации города в целесообразности приватизации МУП ЖКХ «Восток». Основным доводом против приватизации выступило то, что существовала потенциальная возможность отказа предприятия от управления жилищным фондом, а также опасение того, что акционерное общество будет требовать полной оплаты выполненных работ. Привлечение сторонних консультантов, поддержка, высказанная на уровне администрации Московской области, а также проработанная схема финансовых и договорных отношений убедили оппонентов в отсутствии рисков снижения качества предоставления услуг населению, что стало решающим фактором при принятии решения.. 
8. Затраты на внедрение стандарта (финансовые, временные, трудовые) 
На внедрение данного стандарта в городе Электросталь с момента начала подготовки проектов нормативных правовых актов до регистрации акционерного общества затрачено около 10 месяцев. В связи с реализацией данного стандарта, были привлечены на платной основе консалтинговая фирма и аудиторская фирма. Оплатил услуги фирм МУП ЖКХ «Восток». Кроме того, привлекались специалисты по оценке основных средств.
Мероприятия по организационному сопровождению приватизации предприятия, заключению договора управления жилищным фондом, проведение контроля над управлением жилищным фондом осуществляются работниками администрации в рамках их должностных обязанностей.
9. Полученные результаты
В результате реализации стандарта город получил первую частную жилищную организацию, были сформированы мотивации эффективной работы частной компании в рамках договорных отношений. Город получил механизм приватизации жилищных и коммунальных предприятий, который может быть использован при приватизации иных жилищных и коммунальных предприятий, в том числе, и в других муниципальных образованиях. 
К позитивным результатам работы следует отнести формирование договорных отношений между администрацией города и жилищной организацией по управлению муниципальным жилищным фондом. Полученный опыт может быть распространен на взаимоотношения с муниципальными трестами или иными частными организациями. Сформирована система планирования и контроля работ, основанная на принципе «сколько денег – столько и работ», что является основой эффективной работы предприятий. 
10. Принятые нормативно-правовые документы
В процессе реализации стандарта были подготовлены и приняты следующие документы:
1. Заявка на приватизацию МУП ЖКХ «Восток», подготовлена трудовым коллективом;
2. Решение Совета депутатов «Об утверждении дополнений в программу приватизации муниципального имущества г. Электросталь на 2002 год.
3. Постановления главы администрации города «Об утверждении порядка и условий приватизации МУП «ВОСТОК»;
4. Заключение аудиторской организации о финансово-хозяйственном состоянии МУП ЖКХ «Восток»;
5. Акт инвентаризации имущества МУП ЖКХ «Восток»;
6. Имущественный паспорт;
7. План приватизации МУП ЖКХ «Восток»;
8. Список имущества, подлежащего приватизации;
9. Устав и иные документы, необходимые для регистрации юридического лица, создаваемого в процессе приватизации;
10. Свидетельство о регистрации ОАО «Восток сервис».
11. Контактная информация
144001, г. Электросталь, Московская область, ул. Октябрьская 28А, ОАО «Восток сервис» 
Барботько Олег Ефимович, 
Тел.: (49657) 5-60-65,
E-mail: himik@elsite.ru