Предоставление субсидий из местного бюджета на частичную оплату первоначального взноса при получении кредита (займа) на строительство жилья

1. Муниципальное образование 
Город Иркутск.
2. Содержание практики 
В Иркутске определенным категориям граждан из бюджета города предоставляется субсидия на частичную оплату первоначального взноса при получении кредита (займа) на строительство жилья. Субсидия предоставляется при условии, что гражданин осуществляет строительство жилья по договору участия в долевом строительстве с организациями-застройщиками, выбор которых осуществляется администрацией г. Иркутска ежегодно в порядке конкурсного отбора.
Размер предоставляемой субсидии составляет 15-25% стоимости строительства жилья из расчета средней стоимости одного квадратного метра строительства жилья в г. Иркутске и установленной нормы общей площади жилья. Размер субсидии зависит от стажа работы в муниципальных учреждениях и от категории, к которой относится получатель субсидии.
Прозрачность условий и эффективность мер по поддержке граждан при финансировании строительства жилья обеспечивается благодаря:
конкурсному отбору организаций-застройщиков, осуществляющих строительство жилых домов;
открытым процедурам отбора граждан для включения в реестр для получения субсидий;
осуществлению контроля и учета предоставленных субсидий со стороны аппарата Мэра г. Иркутска. 
Формирование рынка доступного жилья осуществляется с активным участием ОАО «Иркутское региональное жилищное агентство» (далее – Агентство), которое на основе изучения платежеспособности населения города (с учетом права на субсидию и возможности получения ипотечного кредита) формирует «народный заказ» для застройщиков, определяющий стоимость квадратного метра строящегося жилья и необходимые объемы строительства. Агентство предоставляет застройщику гарантию сбыта жилья, что позволяет ему взять кредит в банке. Кроме того, Агентство обеспечивает рефинансирование ипотечных кредитов, предоставленных банками заемщикам-участникам данного проекта. 
3. Новизна практики 
Новизна практики состоит в том, что решение проблемы повышения доступности жилья для населения осуществляется совместными действиями администрации города и Агентства. Агентство повышает доступность жилья, благодаря тому, что:
предоставляет недорогие ипотечные кредиты;
изучает платежеспособный спрос населения города и формирует «народный заказ» для застройщика исходя из справедливой цены квадратного метра, определяемой с учетом средних доходов населения и условий ипотечного кредитования, при которой выплаты по ипотечному кредиту не превышают одной трети месячных доходов семьи;
предоставляет гарантии исполнения обязательства по строительству жилья (берет на себя строительные риски);
является региональным информационно-консультативным центром для населения по вопросам доступного жилья, ипотечного кредитования, реализации государственных и муниципальных программ.
Администрация города формирует реестр участников муниципальной программы, проводит конкурсный отбор застройщика, предоставляет субсидии гражданам. Таким образом, помощь гражданам, увеличивающая платежеспособный спрос на жилье, обеспечена предложением доступного жилья на рынке. Такая форма частно-государственного партнерства:
позволяет гражданам улучшить жилищные условия;
создает условия для снижения стоимости строительства жилья и увеличения объемов жилищного строительства;
обеспечивает снижение финансовых рисков участников ипотечного жилищного кредитования и повышение доступности жилья для граждан.
Механизм реализации муниципальной поддержки граждан в улучшении жилищных условий сочетается с областной программой государственной поддержки граждан, проживающих на территории Иркутской области - областной государственной целевой программой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Иркутской области на 2005-2010 годы», муниципальной программой Иркутска «Молодым семьям – доступное жилье» на 2005-2010 годы.
4. Исходная ситуация 
Жилищная проблема продолжает оставаться наиболее острой из всех социальных проблем в Иркутске. Рынок строительства жилья находится в непростой ситуации. Многие банки прекратили выдачу кредитов участникам строительного рынка либо ужесточили свои требования. Цены на рынке жилья остаются на достаточно высоком уровне, преобладает жилье бизнес-класса. Субсидии, право на которые имеют установленные категории граждан, не всегда могут быть реализованы гражданами. Это связано с недостаточной платежеспособностью граждан по отношению к сложившимся на рынке жилья ценам. 
Поэтому актуальной задачей является оценка реальной стоимости строительства жилья, доступного для семей со средним уровнем доходов, и создание условий (экономических и организационных) для осуществления застройщиками строительства жилья эконом-класса. Это требует комплексного подхода с участием муниципалитета, поскольку вопросы инженерного инфраструктурного обеспечения, создания транспортных развязок, обеспеченности детским садами, школами, больницами, магазинами невозможно решать без их непосредственного участия.
Муниципалитет может сыграть серьезную роль в создании условий удешевления жилья и повышении платежеспособного спроса на жилье с помощью субсидий.
5. Поэтапные мероприятия в рамках реализации практики
5.1. Определение доступного жилья
Определение Агентством требований к доступному жилью в Иркутске, которое может приобрести семья со средним доходом. Доступное жилье – это доступный ипотечный кредит по ставке не выше 11% годовых; справедливая цена квадратного метра (эконом-класс); государственный контроль исполнения обязательств застройщиком. При этом цена доступного жилья определяется исходя из двух параметров: средняя заработная плата и максимальный допустимый размер платежа по ипотечному кредиту. 
5.2. Формирование «народного заказа» на строительство доступного жилья
Агентство осуществляет мероприятия по созданию рынка доступного жилья на основе народного заказа. Так, порог доступности жилья для Иркутска был определен на основе следующих данных:
семья из 3 человек (2 работающих);
средняя заработная плата – 23 987 руб.;
ипотечный кредит (15 лет) – 11% годовых.
С учетом этого цена квартиры 54 кв. м составит 1 742 тыс. руб. Таким образом, цена кв. метра равна 32,3 тыс. руб. – это, так называемый, порог доступности. По оценкам Агентства, емкость рынка Иркутска составляет 30% семей (60 тыс. семей), имеющих финансовую возможность приобрести доступное жилье. «Народный заказ» оценен на уровне 10-15 тыс. квартир. 
5.3. Формирование списка граждан, имеющих право на получение субсидии (Реестра для получения субсидий из бюджета г. Иркутска на частичную оплату первоначального взноса при получении кредита (займа) на строительство жилья)
За счет средств бюджета города субсидии предоставляются следующим категориям граждан:
гражданам, жилье которых признано непригодным для проживания в установленном законодательством порядке, а также проживающим в ветхих и аварийных жилых помещениях при условии передачи в муниципальную собственность г. Иркутска занимаемых жилых помещений;
работникам муниципальных учреждений г. Иркутска;
работникам муниципальных унитарных предприятий г. Иркутска;
сотрудникам милиции общественной безопасности УВД г. Иркутска;
муниципальным служащим органов городского самоуправления г. Иркутска, лицам замещающим муниципальные должности в органах городского самоуправления г. Иркутска на освобожденной основе;
молодым семьям, возраст одного из супругов в которой не превышает 35 лет, не являющимся участниками целевой муниципальной социальной программы «Молодым семьям города Иркутска – доступное жилье» на 2005-2006 годы.
Преимущественным правом на получение субсидий обладают:
работники муниципальных учреждений г. Иркутска;
работники муниципальных унитарных предприятий г. Иркутска;
сотрудники милиции общественной безопасности УВД г. Иркутска;
муниципальные служащие органов городского самоуправления г. Иркутска, лица замещающие муниципальные должности в органах городского самоуправления г. Иркутска на освобожденной основе.
Субсидии предоставляются гражданам Российской Федерации (по их желанию), проживающим на территории города Иркутска, нуждающимся в жилых помещениях и отвечающим одному или нескольким из следующих условий:
не являются собственниками жилых помещений (оба супруга), не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо нанимателями жилых помещений в жилищно-строительных кооперативах (оба супруга); 
являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 18,0 кв.м для семьи, состоящей из трех и более человек, менее 20,0 кв.м – для семьи из двух человек и менее 28,0 кв. м - на одного человека;
проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации; 
проживают в служебных жилых помещениях или общежитиях и не имеют иного жилого помещения по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Условием получения субсидии является наличие у граждан дополнительных средств (собственных средств и (или) средств кредита или займа), необходимых для оплаты недостающей части стоимости строительства жилья.
5.4. Конкурсный отбор застройщика
Для отбора застройщика проводится открытый конкурс. По результатам конкурса заключается договор между администрацией Иркутска и застройщиком, в котором определяется порядок, сроки и условия перечисления администрацией средств субсидий в оплату строительства жилых помещений по договору участия в долевом строительстве, а также механизм возврата субсидий, перечисленных в счет оплаты по договору участия в долевом строительстве, в случае, если гражданин не смог получить кредит на строительство жилья или не может оплатить цену договора участия в долевом строительстве.
Комитет по градостроительной политике:
подает в установленном порядке заявку в Комитет по экономике и финансам на проведение открытого конкурса по выбору застройщиков;
готовит и заключает от имени администрации Иркутска договоры с застройщиками.
Комитет по экономике и финансам администрации Иркутска:
обеспечивает организацию и проведение конкурса по выбору застройщиков;
представляет ежегодно постоянно действующей городской комиссии по жилищным вопросам сведения о средней стоимости одного квадратного метра строительства жилья в Иркутске.
5.5. Предоставление субсидии
Организацию работы по предоставлению субсидии осуществляет администрация Иркутска. Субсидии предоставляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Иркутска на соответствующий год.
Субсидии предоставляются гражданам путем перечисления денежных средств застройщику на условиях договора заключенного между администрацией г. Иркутска и застройщиком, и договоров участия в долевом строительстве. 
Аппарат мэра г. Иркутска:
обеспечивает организацию работы среди граждан, нуждающихся в жилых помещениях, изъявивших желание улучшить свои жилищные условиях с помощью субсидии;
осуществляет рассмотрение заявлений граждан о предоставлении субсидий;
на основании полученных заявлений и необходимых документов формирует Реестр для получения субсидий, сводную потребность в ресурсах и направляет ее в Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска;
осуществляет контроль и учет предоставленных субсидий;
представляет в установленном порядке бюджетную заявку в Главное финансовое управление Комитета по экономике и финансам об объеме средств на предоставление субсидий на финансовый год.
5.6. Предоставление ипотечного кредита тем гражданам, у которых не хватает собственных средств и средств субсидии для оплаты жилья
Агентство оценивает платежеспособность гражданина, имеющего право на получение субсидии, и принимает решение о предоставлении ипотечного кредита.
6. Проблемы реализации практики и пути их решения
Основными проблемами реализации данной практики являются:
наличие риска несвоевременного завершения строительства жилого дома;
возможность удорожания строительства;
излишний бюрократизм на всех этапах согласования стройки;
проблема обеспечения стройки инженерной инфраструктурой.
Управление строительными рисками осуществляется конкурсной процедурой отбора застройщиков, тщательным анализом, как самой организации-застройщика, так и предлагаемого ей строительного проекта. Кроме того, проводится текущий мониторинг состояния дел на строящихся жилых объектах. 
Агентство способствует созданию доступной цены жилья путем формирования «народного заказа», изучения возможностей снижения стоимости строительства, формирования «задания» для застройщиков, гарантирования сбыта построенного жилья и обеспечения возможностей привлечения банковского кредита для финансирования строительных работ. Причем включение в систему строительства доступного жилья банка обеспечивает дополнительный банковский контроль за качеством строительства, за своевременностью выполнения работ.
Для повышения эффективности реализуемой схемы необходимы усилия городских и региональных властей по преодолению административных барьеров при согласовании строительных проектов.
Кроме того, удешевление строительства и рост масштабов массового жилищного строительства требует участия муниципалитета в формировании инженерно обустроенных участков.
В Иркутске реализуется «Комплексная программа строительства жилья, объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в г. Иркутске на 2008 - 2010 гг. (в ред. решения Думы г. Иркутска  от 27.06.2008 № 004-20-510833/8), в которой объединено жилищное и социальное строительство. Программа предусматривает одновременное строительство жилья и социальных объектов, сбалансированное территориальное развитие города за счет освоения территорий, предусмотренных генеральным планом. Также в рамках программы осуществляется создание современной инженерной инфраструктуры.
7. Затраты на реализацию практики 
В 2007 году расходы на предоставление субсидий из бюджета г. Иркутска для частичной оплаты первоначального взноса при получении кредита на строительство жилья составили около 30 млн. руб., в 2008 году – около 52 млн. руб. Данных о затратах в 2009 г. пока нет.
8. Полученные результаты 
В качестве главного результата реализации практики можно назвать взаимодействие администрации Иркутска и Агентства, которое позволило:
направить средства субсидий непосредственно застройщикам, отобранным в процессе конкурса;
сформировать платежеспособный заказ для строителей;
защитить интересы граждан от недобросовестных строителей;
обеспечить жильем граждан, соответствующих условиям программы.
В 2007 г. за счет средств бюджета г. Иркутска были предоставлены субсидии на частичную оплату первоначального взноса при получении кредита на строительство жилья 142 гражданам, из них:
92 работникам муниципальных учреждений г. Иркутска;
8 сотрудникам милиции общественной безопасности УВД г. Иркутска;
42 молодым семьям в возрасте до 35 лет.
По другим годам данных нет. Но, по оценкам участников программы, в 2008 и 2009 годах количество граждан, обеспеченных жильем уменьшилось из-за кризиса.
9. Принятые нормативно-правовые документы 
1. Положение о порядке предоставления субсидий из бюджета г. Иркутска на частичную оплату первоначального взноса при получении кредита (займа) на строительство жилья. Принято решением Думы г. Иркутска от 29 мая 2006 года №004-20-250344/6.
2. Муниципальная программа г. Иркутска «Молодым семьям – доступное жилье» на 2005-2010 годы, утвержденная решением городской Думы г. Иркутска от 05.07.2005 №004-20-140149/5.
3. Постановление законодательного собрания Иркутской области от 30 ноября 2005 г. №16/26-ЗС «Об областной государственной целевой программе "Развитие ипотечного жилищного кредитования в иркутской области на 2005 - 2010 годы"».

10. Контактная информация 
Щербаков Владимир Александрович, генеральный директор ОАО «Иркутское региональное жилищное агентство», созданное Правительством Иркутской области
Тел.: (3952) 33-38-76,
E-mail: ipoteka@ipoteka.irk.ru 


 
Приложения
Приложение 1
ДУМА ГОРОДА ИРКУТСКА

РЕШЕНИЕ

О ПОЛОЖЕНИИ О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ БЮДЖЕТА Г. ИРКУТСКА НА ЧАСТИЧНУЮ ОПЛАТУ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ВЗНОСА ПРИ ПОЛУЧЕНИИ КРЕДИТА (ЗАЙМА) НА СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛЬЯ
Принято на 25 заседании городской Думы 4-го созыва 25 мая 2006 года

В целях обеспечения реализации конституционных прав граждан на жилье, руководствуясь ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 11, 31, 32 Устава города Иркутска, принятого решением городской Думы г. Иркутска от 20.05.2004 N 003-20-430537/4, Дума города Иркутска решила:

1. Утвердить Положение о порядке предоставления субсидий из бюджета г. Иркутска на частичную оплату первоначального взноса при получении кредита (займа) на строительство жилья (Приложение N 1).
2. Администрации г. Иркутска опубликовать настоящее решение с приложением.

Мэр г. Иркутска
В.В.ЯКУБОВСКИЙ
29 мая 2006 года
N 004-20-250344/6
Приложение N 1
к решению Думы г. Иркутска от 29 мая 2006 года
N 004-20-250344/6
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ БЮДЖЕТА Г. ИРКУТСКА НА ЧАСТИЧНУЮ ОПЛАТУ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ВЗНОСА ПРИ ПОЛУЧЕНИИ КРЕДИТА (ЗАЙМА) НА СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛЬЯ
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и другими нормативными правовыми актами и регулирует порядок предоставления гражданам субсидий из бюджета г. Иркутска на частичную оплату первоначального взноса при получении кредита на строительство жилья (далее - субсидии).
1.2. За счет средств бюджета города субсидии предоставляются следующим категориям граждан:
- гражданам, жилье которых признано непригодным для проживания в установленном законодательством порядке, а также проживающим в ветхих и аварийных жилых помещениях при условии передачи в муниципальную собственность г. Иркутска занимаемых жилых помещений;
- работникам муниципальных учреждений г. Иркутска;
- работникам муниципальных унитарных предприятий г. Иркутска;
- сотрудникам милиции общественной безопасности УВД г. Иркутска;
- муниципальным служащим органов городского самоуправления г. Иркутска, лицам замещающим муниципальные должности в органах городского самоуправления г. Иркутска на освобожденной основе;
- молодым семьям, возраст одного из супругов в которой не превышает 35 лет, не являющимся участниками целевой муниципальной социальной программы "Молодым семьям города Иркутска - доступное жилье" на 2005 - 2006 годы.
Преимущественным правом на получение субсидий обладают:
- работники муниципальных учреждений г. Иркутска;
- работники муниципальных унитарных предприятий г. Иркутска;
- сотрудники милиции общественной безопасности УВД г. Иркутска;
- муниципальные служащие органов городского самоуправления г. Иркутска, лица замещающие муниципальные должности в органах городского самоуправления г. Иркутска на освобожденной основе.
Субсидии предоставляются гражданам Российской Федерации (по их желанию), проживающим на территории города Иркутска, нуждающимся в жилых помещениях и отвечающим одному или нескольким из следующих условий:
а) не являются собственниками жилых помещений (оба супруга), не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо нанимателями жилых помещений в жилищно-строительных кооперативах (оба супруга);
б) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 18,0 кв.м для семьи, состоящей из трех и более человек, менее 20,0 кв.м - для семьи из двух человек и менее 28,0 кв. м - на одного человека;
в) проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; г) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации;
д) проживают в служебных жилых помещениях или общежитиях и не имеют иного жилого помещения по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Условием получения субсидии является наличие у граждан дополнительных средств (собственных средств и (или) средств кредита или займа), необходимых для оплаты недостающей части стоимости строительства жилья.
Субсидии предоставляются гражданам, не использовавшим право на поддержку из средств бюджета города при улучшении жилищных условий.
1.3. Субсидии предоставляются при условии, что гражданин осуществляет строительство жилья по договору участия в долевом строительстве с организациями-застройщиками, выбор которых осуществляется администрацией г. Иркутска ежегодно в порядке, предусмотренном законодательством РФ. По результатам открытого конкурса заключается договор между администрацией г. Иркутска и организацией-застройщиком, который определяет порядок, сроки и условия перечисления администрацией г. Иркутска в оплату строительства жилых помещений по договору участия в долевом строительстве, а также механизм возврата субсидий, перечисленных в счет оплаты по договору участия в долевом строительстве в случае непредоставления гражданину кредита на строительство жилья или утраты гражданами способности по оплате цены договора участия в долевом строительстве.
1.4. Устанавливаемый настоящим Положением порядок основывается на принципе добровольности. Граждане, получившие субсидию в соответствии с настоящим Положением, снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях.
1.5. Субсидии предоставляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Иркутска на соответствующий год.
1.6. Граждане вправе получать субсидию в соответствии с настоящим Положением только один раз.
Размер предоставляемой субсидии составляет:
- 15% стоимости строительства жилья из расчета средней стоимости одного квадратного метра строительства жилья в г. Иркутске и установленной нормы общей площади жилья - работникам муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий г. Иркутска, сотрудникам милиции общественной безопасности УВД г. Иркутска, муниципальным служащим органов городского самоуправления г. Иркутска, лицам замещающим муниципальные должности в органах городского самоуправления г. Иркутска на освобожденной основе, имеющим стаж работы в этих учреждениях (организациях) от 1 года до 3 лет, гражданам, жилье которых признано непригодным для проживания в установленном законодательством порядке, а также проживающим в ветхих и аварийных жилых помещениях, молодым семьям, возраст одного из супругов в которой не превышает 35 лет, не являющимся участниками целевой муниципальной социальной программы "Молодым семьям города Иркутска - доступное жилье" на 2005 - 2006 годы;
- 25% стоимости строительства жилья из расчета средней стоимости одного квадратного метра строительства жилья в г. Иркутске и установленной нормы общей площади жилья - работникам муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий г. Иркутска, сотрудникам милиции общественной безопасности УВД г. Иркутска, муниципальным служащим органов городского самоуправления г. Иркутска, лицам замещающим муниципальные должности в органах городского самоуправления г. Иркутска на освобожденной основе, имеющим стаж работы в этих учреждениях (организациях) более 3 лет.
1.7. Норма общей площади жилья для расчета размера субсидии устанавливается в следующих размерах:
33 кв. метра - для одиноких граждан;
42 кв. метра - на семью из 2 человек;
по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, состоящей из 3 человек и более.
2. Организацию работы по предоставлению субсидии осуществляет администрация г. Иркутска.
2.1. Субсидии предоставляются гражданам, включенным в Реестр для получения субсидий из бюджета г. Иркутска на частичную оплату первоначального взноса при получении кредита (займа) на строительство жилья (далее - Реестр для получения субсидий), путем перечисления денежных средств организации-застройщику на условиях договора, заключенного в соответствии с п. 1.3 настоящего Положения, и договоров участия в долевом строительстве.
2.2. Комитет по экономике и финансам администрации г. Иркутска: - обеспечивает организацию и проведение конкурса по выбору организаций-застройщиков; - представляет ежегодно постоянно действующей городской комиссии по жилищным вопросам (далее - комиссия) сведения о средней стоимости одного квадратного метра строительства жилья в г. Иркутске.
2.3. Аппарат мэра г. Иркутска:
- обеспечивает организацию работы среди граждан, нуждающихся в жилых помещениях, изъявивших желание улучшить свои жилищные условиях с помощью субсидии;
- осуществляет рассмотрение заявлений граждан о предоставлении субсидий;
- на основании полученных заявлений и необходимых документов формирует Реестр для получения субсидий, сводную потребность в ресурсах и направляет ее в Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска;
- осуществляет контроль и учет предоставленных субсидий;
- представляет в установленном порядке бюджетную заявку в Главное финансовое управление Комитета по экономике и финансам об объеме средств на предоставление субсидий на финансовый год.
2.4. Комитет по градостроительной политике:
- подает в установленном порядке заявку в Комитет по экономике и финансам на проведение открытого конкурса по выбору организаций-застройщиков;
- готовит и заключает от имени администрации г. Иркутска договоры с организациями-застройщиками.
3. Перечень документов, необходимых для предоставления субсидии, порядок подачи и рассмотрения заявлений граждан о предоставлении субсидии устанавливаются мэром г. Иркутска.
Окончательное решение о предоставлении субсидии принимается мэром г. Иркутска.
Заместитель главы администрации -
руководитель аппарата мэра
Е.Е.ВОЙЦЕХОВИЧ
Начальник отдела учета и
предоставления жилья
Г.А.НЕВИДИМОВ 
 
Приложение 2
Муниципальная программа г. Иркутска «Молодым семьям – доступное жилье» 
на 2005-2010 годы, утвержденная решением городской Думы г. Иркутска от 05.07.2005 N004-20-140149/5.
Основные цели и задачи Программы. Принципы реализации
Основной целью программы является обеспечение молодых семей доступным жильем на территории г. Иркутска. Для достижения поставленной цели Программой предлагается решение следующих основных задач:
- консолидация инвестиционных ресурсов различных источников в целях создания финансовых условий по предоставлению молодым семьям города Иркутска возможности льготного кредитования на строительство жилья под пониженную процентную ставку;
- создание условий для формирования долгосрочной системы муниципальной поддержки молодых семей г. Иркутска по улучшению жилищных условий;
- разработка и внедрение более эффективных методов поддержки молодых семей города Иркутска в приобретении собственного жилья.
Основными принципами реализации Программы являются:
- добровольность участия в Программе молодых семей;
- признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального, областного бюджетов и бюджета города Иркутска при улучшении жилищных условий в рамках Программы только один раз.
Механизм реализации Программы
Участником Программы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного и более детей, постоянно проживающая на территории города Иркутска (далее - молодая семья), имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях и:
1) подавшие заявление об участии в Программе по улучшению жилищных условий молодых семей и состоящие в установленном порядке на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления по состоянию на 1 марта 2005 года;
и (или)
2) подавшие заявление об участии в Программе по улучшению жилищных условий молодых семей и отвечающие одному или нескольким из следующих условий:
а) не являющиеся собственниками жилых помещений (оба супруга); не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо нанимателями жилых помещений в жилищно-строительных кооперативах (оба супруга);
б) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 18 кв.м - для семьи состоящей из трех и более человек, менее 20 кв.м - для семей из двух человек и менее 28 кв. м. - на одного человека;
в) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
г) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности;
д) проживающие в служебных жилых помещениях или общежитиях и не имеющие иного жилого помещения по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Преимущественным правом участвовать в Программе обладают:
- семьи молодых специалистов, работающих в муниципальных учреждениях и муниципальных унитарных предприятиях г. Иркутска (по ходатайству муниципального учреждения, муниципального унитарного предприятия);
- молодые семьи, получающие финансовую поддержку предприятий, заинтересованных в улучшении жилищных условий своих молодых специалистов.
В состав молодой семьи для участия в Программе включаются оба (или один в неполной семье) супруга, а при наличии ребенка (детей) - также их ребенок (дети). Молодым семьям - участникам Программы муниципальная и государственная поддержка при приобретении (строительстве) жилья предоставляется в виде:
1. Компенсации за счет средств бюджета города на погашение части процентной ставки по кредитам (займам), полученным для приобретения (строительство) жилья в уполномоченных организациях, в размере 2/3 годовой процентной ставки за пользование жилищным кредитом. Период банковского кредита не превышает 15 лет, процентная ставка компенсируется за счет средств бюджета города Иркутска не более 10 лет. Предоставление участникам Программы компенсации за счет средств бюджета города Иркутска на погашение части процентной ставки по кредитам (займам) осуществляется в порядке, установленном решением городской Думы г. Иркутска от 1 декабря 2003 года N 409-33гД(3) "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления компенсации процентных ставок по кредитам и займам, полученным гражданами для строительства жилья".
2. В случае участия органов городского самоуправления г. Иркутска в реализации областной государственной социальной программы "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы (далее - областная Программа), предоставляется государственная поддержка за счет средств областного бюджета в виде:
2.1. Субсидии на погашение 1/3 процентной ставки по кредитам и займам, полученным молодыми семьями для приобретения (строительство) жилья. При этом размер субсидии определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, определяемого в соответствии с требованиями областной Программы, и стоимости 1 квадратного метра жилья, но не выше средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья, сложившейся в муниципальном образовании, определяемой в соответствии с условиями соглашения об участии в реализации областной Программы в порядке, установленном постановлением администрации Иркутской области от 05.05.2005 N 65-па "О порядке проведения конкурса муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей в рамках реализации областной государственной социальной программы "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы".
2.2. Субсидии в размере не менее 10 процентов средней стоимости жилья на цели погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья при рождении (усыновлении) ребенка. Предоставление субсидии при рождении ребенка производится один раз при рождении (усыновлении) каждого ребенка.
Размер субсидии при рождении ребенка не может превышать стоимости приобретенного жилья с учетом предоставленной субсидии на погашение процентной ставки по полученным кредитам (займам) или субсидии на приобретение жилья (в ред. решения Думы г. Иркутска от 29.05.2006 N 004-20-250348/6). Получателями субсидии при рождении ребенка могут быть участвующие в Программе молодые семьи при условии, что на момент рождения ребенка возраст обоих супругов, а в неполной семье - молодого родителя, не превышает 35 лет.
Вопросы предоставления субсидий за счет средств областного бюджета, не урегулированные Программой, разрешаются в соответствии с нормами областной Программы. Предоставление участникам Программы компенсации за счет средств бюджета города Иркутска на погашение части процентной ставки по кредитам (займам), полученным для строительства жилья, осуществляется в порядке, установленном решением городской Думы г. Иркутска от 1 декабря 2003 года N 409-33гД(3) "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления компенсации процентных ставок по кредитам и займам, полученным гражданами для строительства жилья".
Для снижения стоимости жилья участникам Программы предлагается непосредственное их участие на заключительном этапе строительства (внутриквартирная отделка).
В случае участия органов городского самоуправления г. Иркутска в реализации федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675, с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 865, молодым семьям может быть предоставлена государственная и муниципальная поддержка в виде субсидии на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья (далее - субсидия на приобретение жилья): для молодых семей, не имеющих детей, - 10% средней стоимости жилья - за счет средств федерального бюджета, 10% средней стоимости жилья - за счет средств областного бюджета, 15% средней стоимости жилья за счет средств бюджета г. Иркутска. Для молодых семей, имеющих 1 и более ребенка, - 10% средней стоимости жилья - за счет средств федерального бюджета, 15% - за счет средств областного бюджета, 15% - за счет средств бюджета г. Иркутска.
Условием получения субсидии на приобретение жилья является наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных средств или средств ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения.
Субсидии на приобретение жилья предоставляются при приобретении у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений), отвечающего (отвечающих) установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного (благоустроенных) применительно к условиям данного населенного пункта.
Жилое помещение, приобретенное или построенное молодой семьей, должно находиться на территории г. Иркутска.
Общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера субсидии, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения в г. Иркутске, что составляет 15 кв.м общей площади на одного члена семьи. Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, которой предоставлена субсидия на приобретение жилья.
Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер субсидии на приобретение жилья, составляет:
1) для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или 1 молодой родитель и ребенок) - 42 кв.м;
2) для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов 1 и более детей (либо семьи, состоящей из 1 молодого родителя и 2 и более детей), - по 18 кв.м на каждого члена семьи.
Субсидия на приобретение жилья также может быть использована молодой семьей, которая является членом жилищного накопительного кооператива и для которой кооперативом приобретено жилое помещение, для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после чего данное жилое помещение переходит в собственность молодой семьи.
Предоставление субсидии на приобретение жилья осуществляется с учетом преимущественного права на получение такой субсидии молодыми семьями, поставленными на учет в целях последующего предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года.
Средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидии на приобретение жилья, определяется по формуле:
СтЖ = Н x РЖ
где СтЖ - средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидии;
Н - норматив стоимости 1 кв.м общей площади жилья по г. Иркутску, определяемый в соответствии с требованиями Программы;
РЖ - размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с требованиями Программы.
Расчет размера субсидии производится исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи и норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилья по г. Иркутску, но не выше средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади по субъекту Российской Федерации, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Предоставление субсидий на приобретение жилья осуществляется при условии доведения в установленном порядке соответствующих лимитов софинансирования за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".
Вопросы предоставления субсидий на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, не урегулированные Программой, разрешаются в соответствии с нормами федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей.
 Участие в программе
По вопросу участия в Программе необходимо обращаться в отдел учета и предоставления жилья управления правовой и кадровой работы аппарата мэра администрации города Иркутска по адресу: г. Иркутск, ул. Марата, дом 14, каб. 310. Часы приема: понедельник с 14-00 до 16-30, среда с 9-00 до 12-30.
На первоначальный прием необходимы следующие документы:
1. Паспорта на всех совершеннолетних членов семьи.
2. Справки о доходах с последнего места работы за последние 6 месяцев (форма 2-НДФЛ).
3. Копия право устанавливающих документов на квартиру по месту прописки (ордер или договор).

 
Приложение 3
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2005 г. N 16/26-ЗС
ОБ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 - 2010 ГОДЫ"
 
(в ред. постановлений ЗС Иркутской области от 30.05.2007 N 32/27-ЗС, от 17.09.2008 N 45/35-ЗС, от 22.11.2008 N 3/57-ЗС, от 17.06.2009 N 13/19-ЗС, от 16.12.2009 N 17/21-ЗС)
 
Рассмотрев представленную губернатором области областную государственную целевую программу "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Иркутской области на 2005 - 2010 годы", руководствуясь пунктом 3 статьи 26 Устава Иркутской области, Законодательное собрание постановляет:
утвердить областную государственную целевую программу "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Иркутской области на 2005 - 2010 годы" (прилагается).
 
И.о. председателя
Законодательного собрания
Д.З.БАЙМАШЕВ
 
 
ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 - 2010 ГОДЫ"
(в ред. постановлений ЗС Иркутской области от 30.05.2007 N 32/27-ЗС, от 17.09.2008 N 45/35-ЗС, от 22.11.2008 N 3/57-ЗС, от 17.06.2009 N 13/19-ЗС, от 16.12.2009 N 17/21-ЗС)
 
ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 - 2010 ГОДЫ"
----------------T---------------------------------------------------------¬
¦Наименование  ¦Областная государственная целевая программа "Развитие¦
¦программы   ¦ипотечного жилищного кредитования в Иркутской области на¦
¦        ¦2005 - 2010 годы"                    ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Наименование, ¦Распоряжение администрации Иркутской  области  от  2¦
¦дата и номер  ¦сентября 2005 года N 236-ра "О  разработке  проекта¦
¦нормативного  ¦областной государственной целевой программы "Развитие¦
¦акта о     ¦ипотечного жилищного кредитования в Иркутской области на¦
¦разработке   ¦2005 - 2010 годы"                    ¦
¦программы   ¦                             ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Наименование, ¦                             ¦
¦дата и номер  ¦                             ¦
¦нормативного  ¦                             ¦
¦акта об    ¦                             ¦
¦утверждении  ¦                             ¦
¦программы   ¦                             ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Государственный¦Правительство Иркутской области             ¦
¦заказчик    ¦                             ¦
¦программы   ¦                             ¦
¦(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 17.06.2009 N 13/19-ЗС)   ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Ответственный ¦Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской¦
¦исполнитель  ¦области                         ¦
¦программы   ¦                             ¦
¦(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.11.2008 N 3/57-ЗС)   ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Основные    ¦Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской¦
¦разработчики  ¦области                         ¦
¦программы   ¦                             ¦
¦(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.11.2008 N 3/57-ЗС)   ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Основная цель ¦Создание условий для решения жилищной проблемы населения ¦
¦программы   ¦Иркутской области с помощью ипотечного кредитования   ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Основные задачи¦Поддержка и стимулирование инициативы населения Иркутской¦
¦программы   ¦области по улучшению своих жилищных условий.       ¦
¦        ¦Снижение  финансовых  рисков  участников  ипотечного¦
¦        ¦жилищного кредитования и повышение доступности жилья для¦
¦        ¦граждан, проживающих на территории Иркутской области.  ¦
¦        ¦Увеличение объемов строительства жилья          ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Сроки и этапы ¦Срок реализации программы - 2005 - 2010 гг.       ¦
¦реализации   ¦                             ¦
¦программы   ¦                             ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Перечень    ¦Разработка порядка проведения конкурса между кредитными¦
¦основных    ¦организациями, определение состава конкурсной комиссии,¦
¦мероприятий  ¦проведение конкурса между  кредитными  организациями.¦
¦        ¦Формирование  состава  общественного  совета  при¦
¦        ¦Правительстве  Иркутской  области   по   вопросам¦
¦        ¦предоставления гражданам, проживающим  на  территории¦
¦        ¦Иркутской области, социальных выплат для строительства¦
¦        ¦или приобретения жилых помещений.            ¦
¦        ¦Формирование реестра граждан, проживающих на территории¦
¦        ¦Иркутской  области,  имеющих  право  на  областную¦
¦        ¦государственную поддержку, вынесение его на рассмотрение¦
¦        ¦общественного совета при Правительстве Иркутской области¦
¦        ¦и утверждение правовым актом министерства строительства,¦
¦        ¦дорожного хозяйства Иркутской области.          ¦
¦        ¦Оказание областной государственной поддержки гражданам,¦
¦        ¦проживающим на территории Иркутской области       ¦
¦(в ред. постановлений ЗС Иркутской области от 30.05.2007 N 32/27-ЗС, ¦
¦от 17.09.2008 N 45/35-ЗС, от 22.11.2008 N 3/57-ЗС)            ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Исполнители  ¦Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской¦
¦основных    ¦области                         ¦
¦мероприятий  ¦                             ¦
¦(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.11.2008 N 3/57-ЗС)   ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Объемы     ¦Общий  объем  средств,  необходимых  для  реализации¦
¦финансирования ¦программы, составляет 98150 тыс. рублей из областного¦
¦(с расшифровкой¦бюджета, из них:                     ¦
¦по годам и   ¦(в ред. постановлений ЗС Иркутской области от 22.11.2008¦
¦источникам)  ¦N 3/57-ЗС, от 16.12.2009 N 17/21-ЗС)           ¦
¦        ¦2006 год - 1120 тыс. рублей;               ¦
¦        ¦(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.11.2008¦
¦        ¦N 3/57-ЗС)                        ¦
¦        ¦2007 год - 27367 тыс. рублей;              ¦
¦        ¦(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.11.2008¦
¦        ¦N 3/57-ЗС)                        ¦
¦        ¦2008 год - 39150 тыс. рублей;              ¦
¦        ¦(в ред. постановлений ЗС Иркутской области от 22.11.2008¦
¦        ¦N 3/57-ЗС, от 17.06.2009 N 13/19-ЗС)           ¦
¦        ¦2009 год - 15513 тыс. рублей;              ¦
¦        ¦(в ред. постановлений ЗС Иркутской области от 22.11.2008¦
¦        ¦N 3/57-ЗС, от 16.12.2009 N 17/21-ЗС)           ¦
¦        ¦2010 год - 15000 тыс. рублей.              ¦
¦        ¦(в ред. постановлений ЗС Иркутской области от 22.11.2008¦
¦        ¦N 3/57-ЗС, от 17.06.2009 N 13/19-ЗС)           ¦
¦        ¦Объемы финансирования программы ежегодно уточняются при¦
¦        ¦формировании областного  бюджета  на  соответствующий¦
¦        ¦финансовый год, исходя из возможностей областного бюджета¦
¦        ¦и затрат, необходимых для реализации программы      ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Ожидаемые   ¦Оказание областной государственной поддержки 452 семьям¦
¦конечные    ¦позволит гражданам, проживающим на территории Иркутской¦
¦результаты   ¦области, приобрести 24,9 тыс. кв.м общей площади вновь¦
¦реализации   ¦построенного жилья. Областная государственная поддержка¦
¦программы   ¦граждан, проживающих на территории Иркутской области,¦
¦        ¦станет стимулом для привлечения в жилищное строительство¦
¦        ¦значительных объемов внебюджетных средств.        ¦
¦        ¦До 2010 года в  строительство  будет  дополнительно¦
¦        ¦привлечено 450 млн. рублей средств граждан, кредитные¦
¦        ¦организации выдадут гражданам ипотечных кредитов (займов)¦
¦        ¦на сумму 580 млн. рублей                 ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Система    ¦Контроль  за  исполнением  программы  осуществляется¦
¦организации и ¦уполномоченными органами государственной власти Иркутской¦
¦контроля за  ¦области в пределах их компетенции  в  установленном¦
¦исполнением  ¦законодательством порядке                ¦
¦программы   ¦                             ¦
L---------------+----------------------------------------------------------
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
 
Жилищная проблема продолжает оставаться наиболее острой из всех социальных проблем в Иркутской области.
Доступность жилья, то есть способность граждан приобретать жилье в собственность за счет собственных и заемных средств, в существенной мере характеризует уровень развития общества. Одним из ключевых требований создаваемой системы долгосрочного жилищного ипотечного кредитования является обеспечение доступности ипотечных кредитов (займов) для населения не только с высокими, но, прежде всего, со средними доходами. При этом система ипотечного кредитования должна носить рыночный, а не дотационный характер, быть полностью прозрачной и понятной всем участникам процесса ипотечного кредитования.
На начало 2005 года в местных органах власти Иркутской области и в организациях состояли на учете для получения жилья 74,5 тыс. семей.
В 2004 году лишь 44 семьи (3% от числа улучшивших свои жилищные условия) приобрели жилье за плату. Общая площадь купленных квартир составила 2,4 тыс. кв.м, в среднем по 54 кв.м на одну семью.
По оценке ОАО "Иркутское региональное ипотечное агентство", сбережения населения Иркутской области в 2003 году составляют 137,7 млрд. рублей (прирост по сравнению с 2002 годом составил 36,5%), из них 23,39% - в валюте, 37,73% - наличные средства на руках населения, 38,86% - вклады и покупка ценных бумаг.
Исследования возможностей ипотечного кредитования населения отдельных городов Иркутской области (Иркутск, Ангарск, Шелехов, Саянск, Усолье-Сибирское, Тайшет, Зима) показывают, что потенциал ипотечного кредитования в указанных городах составляет при покупке первичного жилья 4542 тыс. кв.м общей площади, при улучшении жилищных условий - 7050 тыс. кв.м.
Коэффициент доступности жилья в Иркутской области, т.е. время для приобретения жилья, притом, что весь доход семьи будет затрачен на эти цели, составляет на семью из трех человек со среднедушевым доходом 4449 рублей, при покупке квартиры общей площадью 54 кв.м и стоимостью одного квадратного метра 17150 рублей - 5,8 года, или 69,4 месяца. Стоимость квартиры общей площадью 54 кв.м при стоимости одного квадратного метра для квартиры улучшенной планировки в 2004 году 17845 рублей (по данным Управления государственной вневедомственной экспертизы и ценообразования Иркутской области на 4 квартал 2004 года) составит 963630 рублей. Первоначальный взнос, который должен быть внесен заемщиком за счет собственных средств, как правило, составляет 30% от стоимости квартиры, или 289089 рублей. Так, например, при выделении из областного бюджета средств в сумме 50 млн. рублей в год областная государственная поддержка в пределах 1/2 от суммы первоначального взноса может быть предоставлена 343 гражданам в год, что составляет примерно 18,5 тыс. кв.м общей площади жилья.
Областная государственная целевая программа "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Иркутской области на 2005 - 2010 годы" (далее - программа) разработана в соответствии с требованиями действующего законодательства.
 
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
 
Основная цель программы - создание условий для решения жилищной проблемы населения Иркутской области с помощью ипотечного кредитования.
Основные задачи программы:
- поддержка и стимулирование инициативы населения Иркутской области по улучшению своих жилищных условий;
- снижение финансовых рисков участников ипотечного жилищного кредитования и повышение доступности жилья для граждан;
- увеличение объемов строительства жилья.
 
3. ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВЫХ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И ИНЫХ ЗАТРАТ
 
Одним из основных принципов программы является направление инвестиций на областную государственную поддержку граждан, проживающих на территории Иркутской области, желающих улучшить свои жилищные условия с помощью ипотечных кредитов (займов).
За период реализации программы с 2006 по 2010 год планируется оказать областную государственную поддержку 452 семьям, решившим улучшить свои жилищные условия с помощью ипотечного кредитования.
(в ред. постановлений ЗС Иркутской области от 22.11.2008 N 3/57-ЗС, от 16.12.2009 N 17/21-ЗС)
Источником финансирования программы являются средства областного бюджета. Объем потребности в финансовых ресурсах на 2009 - 2010 годы определен исходя из расчета 54 кв.м общей площади на одну семью составом 3 человека при средней стоимости строительства одного квадратного метра жилья 34748 рублей (определенной министерством строительства, дорожного хозяйства Иркутской области по состоянию на первый квартал 2009 года).
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 17.06.2009 N 13/19-ЗС)
Абзац исключен. - Постановление ЗС Иркутской области от 17.09.2008 N 45/35-ЗС.
Объемы финансирования программы ежегодно уточняются при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год, исходя из возможностей областного бюджета и затрат, необходимых для реализации программы.
 
4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ И СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ
 
Областная государственная поддержка за счет средств областного бюджета предоставляется в виде социальной выплаты гражданам на частичную оплату первоначального взноса при ипотечном жилищном кредитовании из расчета размера первоначального взноса не менее 15% от стоимости жилья (далее - социальная выплата) либо на погашение ипотечного жилищного кредита. Расчет размера социальной выплаты производится исходя из норматива средней стоимости строительства одного квадратного метра жилых домов с типовыми потребительскими качествами в среднем по Иркутской области на первое число квартала, предшествующего времени предоставления социальной выплаты, определенной органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим полномочия по вопросам ценообразования в строительстве, но не выше средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилых помещений, сложившейся в соответствующем муниципальном образовании Иркутской области, а также нормы общей площади жилого помещения:
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 17.09.2008 N 45/35-ЗС)
- 33 кв.м - на одиноко проживающего гражданина;
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 17.09.2008 N 45/35-ЗС)
- 21 кв.м - на одного члена семьи, состоящей из двух человек;
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 17.09.2008 N 45/35-ЗС)
- 18 кв.м - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек.
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 17.09.2008 N 45/35-ЗС)
Допускается приобретение жилого помещения, общая площадь которого меньше указанной нормы площади жилого помещения, но не менее 9 квадратных метров жилой площади на одного человека.
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 17.09.2008 N 45/35-ЗС)
Гражданину областная государственная поддержка предоставляется один раз при условии, что гражданин привлекает средства первичного кредитора - банковской или небанковской организации, заключившей соответствующее соглашение с министерством строительства, дорожного хозяйства Иркутской области (далее - кредитор). Соглашение, заключенное министерством строительства, дорожного хозяйства Иркутской области с кредитором, определяет порядок, сроки и условия предоставления кредитором ипотечного кредита (займа) гражданину, а также механизм возврата социальной выплаты, полученной гражданином, в случае утраты способности по возврату кредита (займа).
(в ред. постановлений ЗС Иркутской области от 30.05.2007 N 32/27-ЗС, от 17.09.2008 N 45/35-ЗС, от 22.11.2008 N 3/57-ЗС)
Кредитор определяется по результатам конкурса, основными критериями которого являются наилучшие условия кредитования граждан (минимальная процентная ставка по ипотечному кредиту (займу)) и наилучшие условия по оформлению кредита (займа). Порядок проведения конкурса и состав конкурсной комиссии определяются правовым актом Правительства Иркутской области.
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.11.2008 N 3/57-ЗС)
Областная государственная поддержка предоставляется следующим категориям граждан, нуждающихся в жилых помещениях и проживающих на территории Иркутской области:
работники муниципальных учреждений;
работники областных государственных учреждений;
государственные гражданские служащие Иркутской области;
молодые специалисты (выпускники вузов и средних специальных учебных заведений, работающие по полученной специальности не более трех лет с момента ее получения, но не старше 35 лет), не являющиеся участниками областной государственной социальной программы "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы;
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 30.05.2007 N 32/27-ЗС)
научные работники;
- лица, замещающие государственные должности Иркутской области;
(абзац введен постановлением ЗС Иркутской области от 30.05.2007 N 32/27-ЗС)
- работники органов государственной власти Иркутской области, государственных органов Иркутской области, замещающие должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Иркутской области, а также вспомогательный персонал (рабочие) указанных органов;
(абзац введен постановлением ЗС Иркутской области от 30.05.2007 N 32/27-ЗС)
- сотрудники подразделений милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств областного бюджета;
(абзац введен постановлением ЗС Иркутской области от 30.05.2007 N 32/27-ЗС)
- многодетные семьи;
(абзац введен постановлением ЗС Иркутской области от 17.09.2008 N 45/35-ЗС)
- федеральные государственные служащие
(абзац введен постановлением ЗС Иркутской области от 17.09.2008 N 45/35-ЗС)
Областная государственная поддержка предоставляется гражданам, проживающим на территории Иркутской области и отвечающим одному или нескольким из следующих условий:
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной в соответствии с действующим законодательством;
проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Для получения областной государственной поддержки гражданин представляет в министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области заявление и необходимые документы, перечень которых устанавливается правовым актом Правительства Иркутской области.
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.11.2008 N 3/57-ЗС)
Областная государственная поддержка предоставляется по рекомендации общественного совета при Правительстве Иркутской области по вопросам предоставления гражданам, проживающим на территории Иркутской области, социальных выплат для строительства или приобретения жилых помещений (далее - общественный совет). Состав общественного совета утверждается правовым актом Правительства Иркутской области.
(в ред. постановлений ЗС Иркутской области от 17.09.2008 N 45/35-ЗС, от 22.11.2008 N 3/57-ЗС)
Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области в пределах установленного лимита финансирования социальных выплат формирует реестр граждан, имеющих в соответствии с условиями программы право на областную государственную поддержку (далее - реестр), и выносит его на рассмотрение общественного совета.
(в ред. постановлений ЗС Иркутской области от 17.09.2008 N 45/35-ЗС, от 22.11.2008 N 3/57-ЗС)
Согласованный общественным советом реестр утверждается правовым актом министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области.
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.11.2008 N 3/57-ЗС)
Утвержденный реестр направляется кредитору для дальнейшей работы по оформлению кредитов (займов).
Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области информирует граждан об утверждении реестра путем направления письменных уведомлений.
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.11.2008 N 3/57-ЗС)
После получения уведомления об утверждении реестра гражданин оформляет кредит (заем) в соответствии с требованиями кредитора. Если гражданину отказано в предоставлении областной государственной поддержки, он уведомляется об этом в письменном виде с указанием причин отказа.
Областная государственная поддержка предоставляется гражданам путем перечисления социальной выплаты в установленном порядке:
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 17.09.2008 N 45/35-ЗС)
- или организации-застройщику.
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 17.09.2008 N 45/35-ЗС)
При этом основанием перечисления гражданину социальной выплаты является заключенный между гражданином и организацией-застройщиком в установленном порядке договор долевого участия в строительстве либо договор (предварительный договор) купли-продажи жилого помещения, а также подтверждение факта оплаты гражданином (внесения им на свой целевой накопительный счет, открытый в кредитной организации) первоначального взноса, который в совокупности с областной государственной поддержкой составляет не менее 15% от стоимости приобретенного жилого помещения;
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 17.09.2008 N 45/35-ЗС)
- или в кредитную организацию на погашение ипотечного жилищного кредита на ссудный счет граждан, открытый по полученному ипотечному жилищному кредиту, в случае оплаты гражданином полной стоимости жилого помещения, приобретенного по договору долевого участия в строительстве либо по договору (предварительному договору) купли-продажи жилого помещения.
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 17.09.2008 N 45/35-ЗС)
При этом основанием перечисления гражданину социальной выплаты является подтверждение организацией-застройщиком, с которой заключен договор долевого участия в строительстве либо договор (предварительный договор) купли-продажи жилого помещения, факта оплаты полной стоимости приобретенного жилого помещения.
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 17.09.2008 N 45/35-ЗС)
Социальная выплата подлежит использованию исключительно на цели, предусмотренные программой.
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 17.09.2008 N 45/35-ЗС)
 
5. ПРОГНОЗ ОЖИДАЕМЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
 
Реализация программы позволит:
оказать адресную областную государственную поддержку отдельным категориям граждан, улучшающих свои жилищные условия с помощью ипотечного кредитования;
активизировать рынок жилья;
привлечь в жилищную сферу сбережения населения и другие внебюджетные финансовые ресурсы;
способствовать созданию условий для улучшения демографической ситуации в Иркутской области;
стимулировать банковскую деятельность.
Оказание областной государственной поддержки 452 семьям, улучшающим свои жилищные условия с помощью ипотечного кредитования, позволит гражданам приобрести (из расчета 54 кв.м на одну семью, состоящую из трех человек) 24,9 тыс. кв.м общей площади вновь построенных жилых помещений, в том числе по годам:
(в ред. постановлений ЗС Иркутской области от 22.11.2008 N 3/57-ЗС, от 17.06.2009 N 13/19-ЗС, от 16.12.2009 N 17/21-ЗС)
2006 - 2007 годы - 178 социальных выплат для строительства (приобретения) 9,6 тыс. кв.м;
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.11.2008 N 3/57-ЗС)
2008 год - 165 социальных выплат для строительства (приобретения) 9,5 тыс. кв.м;
(в ред. постановлений ЗС Иркутской области от 22.11.2008 N 3/57-ЗС, от 17.06.2009 N 13/19-ЗС)
2009 год - 54 социальных выплаты для строительства (приобретения) 2,9 тыс. кв.м;
(в ред. постановлений ЗС Иркутской области от 22.11.2008 N 3/57-ЗС, от 17.06.2009 N 13/19-ЗС)
2010 год - 53 социальных выплат для строительства (приобретения) 2,9 тыс. кв.м.
(в ред. постановлений ЗС Иркутской области от 22.11.2008 N 3/57-ЗС, от 17.06.2009 N 13/19-ЗС)
Областная государственная поддержка граждан станет стимулом для привлечения в жилищное строительство значительных объемов внебюджетных средств.
За период до 2010 года в строительство будет дополнительно привлечено 450 млн. рублей средств граждан, кредитные организации выдадут гражданам ипотечных кредитов (займов) на сумму 580 млн. рублей.
(в ред. постановлений ЗС Иркутской области от 22.11.2008 N 3/57-ЗС, от 17.06.2009 N 13/19-ЗС)
Из областного бюджета планируется направить до 2010 года 97637 тыс. рублей. В результате этого будет привлечено в строительство 1,013 млрд. рублей внебюджетных средств, или 10,4 рубля на 1 рубль бюджетных средств.
(в ред. постановлений ЗС Иркутской области от 22.11.2008 N 3/57-ЗС, от 17.06.2009 N 13/19-ЗС)
Отклонение фактических показателей от рассчитанных может возникать в результате изменения процентной ставки по кредиту (займу), срока кредита (займа) и других показателей.
Ответственным исполнителем программы ежегодно рассчитывается эффективность реализации программы как отношение объема средств областного бюджета, направленных на областную государственную поддержку, к общей стоимости построенного (приобретенного) жилья участниками программы в соответствии с заключенными договорами.
Кроме того, ответственным исполнителем программы осуществляется мониторинг соотношения объемов жилья, построенного (приобретенного) участниками программы, к общему объему введенного жилья в Иркутской области, а также определяется средняя стоимость одного квадратного метра жилья, построенного (приобретенного) участниками программы.
 
6. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
 
В соответствии с поставленными целями и задачами реализация программы включает в себя работу по следующим направлениям:
1) разработка порядка проведения конкурса между кредитными организациями, основными критериями которого являются наилучшие условия кредитования граждан (минимальная процентная ставка по ипотечному кредиту (займу)) и наилучшие условия по оформлению кредита (займа);
2) определение состава конкурсной комиссии;
3) проведение конкурса между кредитными организациями;
4) формирование состава общественного совета по вопросам предоставления гражданам, проживающим на территории Иркутской области, субсидий для строительства или приобретения жилых помещений;
5) формирование реестра граждан, имеющих право на областную государственную поддержку, вынесение его на рассмотрение общественного совета и утверждение правовым актом министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области;
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.11.2008 N 3/57-ЗС)
6) оказание областной государственной поддержки гражданам, проживающим на территории Иркутской области.
 
7. СВЕДЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЗАКАЗЧИКЕ И РАЗРАБОТЧИКАХ
 Реализацию программы обеспечивает заказчик программы - администрация Иркутской области, которое конкретизирует сроки исполнения мероприятий программы, объемы финансирования, координирует деятельность исполнителя программы, обеспечивает отчетность о расходовании бюджетных средств в установленном порядке.
(в ред. постановлений ЗС Иркутской области от 30.05.2007 N 32/27-ЗС, от 17.06.2009 N 13/19-ЗС)
Правительство Иркутской области:
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 17.06.2009 N 13/19-ЗС)
организует работу по реализации программы в рамках полномочий;
обеспечивает целевое и эффективное использование средств областного бюджета;
осуществляет контроль за соблюдением соответствующих процедур при реализации программы;
осуществляет иные полномочия.
Разработчик программы и ответственный исполнитель программы - министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области.
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.11.2008 N 3/57-ЗС)
 
8. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ
 
Контроль за исполнением программы осуществляется уполномоченными органами государственной власти Иркутской области в пределах их компетенции в установленном законодательством порядке.
Финансовый контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
Ответственный исполнитель готовит ежеквартальную информацию, полугодовой и годовой отчеты о ходе финансирования и реализации мероприятий программы.
 9. СВЕДЕНИЯ О РАСПРЕДЕЛЕНИИ ОБЪЕМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА ПО ГОДАМ
----T---------------------------------------------T----------T--------------¬
¦ N ¦     Наименование мероприятий      ¦ Сроки  ¦ Планируемый ¦
¦п/п¦                       ¦выполнения¦  объем   ¦
¦  ¦                       ¦     ¦финансирования¦
¦  ¦                       ¦     ¦из областного ¦
¦  ¦                       ¦     ¦  бюджета,  ¦
¦  ¦                       ¦     ¦ тыс. рублей ¦
+---+---------------------------------------------+----------+--------------+
¦ 1 ¦           2           ¦  3   ¦   4    ¦
+---+---------------------------------------------+----------+--------------+
¦1. ¦Разработка и утверждение порядка проведения¦2006 год ¦       -¦
¦  ¦конкурса по определению кредиторов, которые¦     ¦       ¦
¦  ¦будут предоставлять ипотечный кредит (заем)¦     ¦       ¦
¦  ¦гражданам                  ¦     ¦       ¦
+---+---------------------------------------------+----------+--------------+
¦2. ¦Проведение  конкурса   по   определению¦2006 -  ¦       -¦
¦  ¦кредиторов,  которые  будут  предоставлять¦2010 годы ¦       ¦
¦  ¦ипотечный кредит (заем) гражданам      ¦     ¦       ¦
+---+---------------------------------------------+----------+--------------+
¦3. ¦Формирование реестра граждан, имеющих право¦2006 -  ¦       -¦
¦  ¦на  областную  государственную  поддержку,¦2010 годы ¦       ¦
¦  ¦вынесение его на рассмотрение общественного¦     ¦       ¦
¦  ¦совета  и  утверждение  правовым  актом¦     ¦       ¦
¦  ¦министерства   строительства,   дорожного¦     ¦       ¦
¦  ¦хозяйства Иркутской области         ¦     ¦       ¦
+---+---------------------------------------------+----------+--------------+
¦4. ¦Оказание областной государственной поддержки¦2006 год ¦     1120¦
¦  ¦гражданам                  ¦2007 год ¦     27367¦
¦  ¦                       ¦2008 год ¦     39150¦
¦  ¦                       ¦2009 год ¦     15513¦
¦  ¦                       ¦2010 год ¦     15000¦
¦  ¦Итого:                    ¦     ¦     98150¦
+---+---------------------------------------------+----------+--------------+
¦  ¦ВСЕГО:                    ¦     ¦     98150¦
¦  ¦                       +----------+--------------+
¦  ¦                       ¦2006 год ¦     1120¦
¦  ¦                       ¦2007 год ¦     27367¦
¦  ¦                       ¦2008 год ¦     39150¦
¦  ¦                       ¦2009 год ¦     15513¦
¦  ¦                       ¦2010 год ¦     15000¦
L---+---------------------------------------------+----------+---------------
 
Заместитель главы
администрации области
С.В.КЫШТЫМОВ