2.1.3.3. Финансирование проектов, предполагающих наличие собственной доходной базы, за счет эмиссии доходных облигаций

Стратегический уровень
1. Описание стандарта 
Муниципальные облигации делятся на два основных типа: общего покрытия и доходные. Первый тип облигаций обеспечивается всем достоянием муниципалитета, размер и ликвидность которого служат естественными ограничителями объемов заимствования. Источником финансирования расходов на погашение долга в данном случае служат налоговые сборы, осуществляемые органом власти – эмитентом ценных бумаг. На успех размещения эмиссии существенное влияние оказывает состояние налогооблагаемой базы муниципалитета. Основным недостатком облигаций общего покрытия как инструмента финансирования развития является то, что их применение ограничено именно для тех муниципалитетов, которые более всего нуждаются в инвестициях.
Второй тип облигаций, доходные облигации, отличается от первого типа по источнику обеспечения эмиссии, которым в данном случае является не имущество муниципалитета, а планируемые доходы от инвестиционного проекта, для реализации которого размещается заем. Выпуск данного типа облигаций используется для финансирования инвестиций в крупные объекты инфраструктуры, такие как мосты, аэропорты, очистные сооружения и т.п. Кроме того, законодательство ряда стран, например США, позволяет использовать данный тип облигаций, не облагаемых налогом, для финансирования объектов, не находящихся в муниципальной собственности.
Доходные облигации не влекут за собой имущественной ответственности муниципалитета и не ориентированы на его общие налоговые поступления. Поэтому выпуск данного типа облигаций не требует законодательного утверждения и является прерогативой органа исполнительной власти, что заметно расширяет возможности местных властей в области долговой политики. Доходные облигации также не относятся к совокупному муниципальному долгу и тем самым не подпадают под его законодательные ограничения, закрепленные в уставе муниципального образования.
Возмещение доходных облигаций осуществляется за счет платежей потребителей услуг или выручки от сдачи в аренду объекта, для финансирования которого были выпущены облигации. Объект может быть сдан в аренду частной структуре с суммой арендной платы, равной затратам на обслуживание долга. Достоинством этой схемы является сочетание управления объектом частным владельцем при сохранении формально муниципальной собственности на объект.
Доходные облигации предпочтительны в условиях, когда доходы от инвестиционного проекта предсказуемы и достаточно высоки. Особенность облигаций этого вида состоит в том, что бремя издержек ложится не на всех налогоплательщиков, а только на тех, кто будет пользоваться готовым объектом. 
Для инвесторов доходные облигации связаны с большим риском, чем облигации общего покрытия, поскольку они обеспечиваются не всеми доходами муниципалитета, а лишь доходами из конкретного источника. Доходность по таким облигациям должна быть выше, чем по облигациям общего покрытия. Однако при этом существуют разнообразные возможности страхования существующих рисков.
В международной практике выделяют несколько типов доходных облигаций:
Жилищные, которые, в свою очередь, подразделяются на несколько типов: единый эмиссионный заем и распределенный заем через ипотечное агентство. В США жилищные облигации имеют значительные ограничения со стороны федерального налогового законодательства.
Коммунальные. Данный тип облигационных займов используется в проектах развития муниципальных энергосистем. В США муниципальные и региональные энергокомпании являются крупнейшими потребителями ссудного капитала и составляют большую часть рынка необлагаемых налогами облигаций.
Промышленные и инфраструктурные. Среди доходных облигаций этого типа можно выделить эмиссии под строительство аэропортов, морских портов и прочих объектов, имеющих общественную значимость.
Существуют также облигации смешанного типа, обладающие признаками облигаций как общего покрытия, так и доходных. Такие бумаги обеспечиваются не только доходами от функционирования объекта, который предстоит реализовать, но и специально вводимыми налогами. Подобные облигации называют двуствольными, поскольку они имеют двойное обеспечение – доходы от инвестиционного проекта и обычные налоговые доходы. Двуствольные облигации выпускаются в тех случаях, когда проект отвечает интересам большинства населения. Доходность по двуствольным облигациям устанавливается на более низком уровне в сравнении с доходными облигациями, поскольку они имеют двойное обеспечение.
Необходимо отметить, что в случае доходных облигаций возможность жесткой привязки дохода от эксплуатации проекта к расходам по обслуживанию займа дает возможность даже финансово слабым муниципалитетам привлекать ссудный капитал, так как ликвидность эмиссии в данном случае в большей степени (нежели кредитный рейтинг муниципалитета) зависит от прогноза экономической состоятельности проекта и его оценки рейтинговыми агентствами. В подобной ситуации условный рейтинг проекта заменяет кредитный рейтинг муниципалитета и является ключевым фактором при эмиссии облигаций общего покрытия.
Несмотря на всю привлекательность доходных облигаций, этот вид инструмента долгового финансирования в российской практике управления муниципальными финансами не используется. Основная причина - невозможность разделить управление финансовыми потоками и отойти от принципа «единства кассы». Иначе говоря, при действующей системе бухучета и финансовой отчетности не представляется возможным закрепить поступления доходов от определенного источника за держателями облигаций. 
Основываясь на очевидных преимуществах доходных облигаций, предполагается, что в перспективе указанный инструмент заимствования получит более широкое применение в России. На данном этапе представляется целесообразным рассмотреть механизм использования доходных облигаций на примере зарубежной практики, в частности наиболее развитого рынка муниципальных облигаций – США.
В основе долговой политики практически всех муниципалитетов США лежат так называемые принципы долговой политики или принципы управления долгом – официально утвержденные муниципалитетом документы, описывающие основные подходы к управлению муниципальным долгом. Причем в подобных документах, как правило, приводятся количественные ориентиры долговой политики – лимиты долгового бремени, срок действия займа и т.д. Необходимо отметить, что в большинстве случаев выпуски займов имеют четкую привязку к планам капитальных вложений городов (Capital Improvement Plans), в которых приводится подробное обоснование инвестиционных проектов, объем необходимого финансирования, сроки введения в эксплуатацию объектов и т.д.
2. Муниципальное образование
Город Даллас, штат Техас (США)

Согласно основным положениям долговой политики города Далласа  главной целью политики управления муниципальным долгом города является обеспечение муниципальных властей набором принципов и мер по проведению заимствований, учитывающих баланс между муниципальными потребностями в капитальных вложениях и платежеспособностью налогоплательщиков (жителей города), а также принимающих во внимание текущие и будущие законодательные, экономические и финансовые ограничения. Отмечается, что на практике подобные ограничения резко сужают возможности властей в проведении долговой политики. Однако непосредственная обязанность властей заключается в определении четкой концептуальной основы проведения займов и управления долгом.
К ключевым принципам управления долгом власти города относят следующие позиции.
Долговая политика ведется таким образом, чтобы кредитные рейтинги муниципалитета и его долговых обязательств были максимальны.
Займы, направляемые на финансирование отдельных предприятий муниципальной инфраструктуры, должны производиться только в том случае, если предприятие в состоянии генерировать объем собственных доходов, достаточный для обеспечения выплат по долгу.
Обслуживание долговых обязательств, не связанных с отдельными муниципальными предприятиями, производится за счет сборов налога на недвижимость.
Решение об эмиссии облигаций общего покрытия и доходных облигаций принимается только на муниципальном референдуме.
Срок, на который выпускаются муниципальные облигации для финансирования капиталовложений, не должен превышать срока жизни капитального объекта (облигации для целей автодорожного ремонта не должны быть эмитированы на срок более 10 лет).
Объем чистой задолженности по облигациям общего покрытия не должен превышать 4% рыночной стоимости налогооблагаемого имущества города.
Общая задолженность муниципалитета не должна превышать 8% рыночной стоимости налогооблагаемого имущества города. Задолженность объемом более 6% должна детальным образом планироваться и координироваться со всеми заинтересованными сторонами.
Расходы по обслуживанию долга не должны превышать 25% текущих годовых расходов бюджета.
Средневзвешенный срок заимствования по облигациям общего покрытия не должен превышать 10 лет.
Несмотря на наличие общих принципов управления долгом, решения о выпуске долговых обязательств г. Далласа принимаются после детального анализа следующих ограничивающих факторов:
законодательные ограничения на объем задолженности;
состояние финансовых рынков (уровень процентных ставок и т.д.);
финансовое состояние муниципалитета и его кредитный рейтинг;
тип и стабильность доходных источников, за счет которых будет производиться обслуживание долга;
тип займа, размещаемого муниципалитетом;
тип проекта, для которого производится заимствование и др. 
На протяжении последнего десятилетия город реализовал значительное количество инвестиционных проектов, финансирование которых велось за счет выпуска доходных облигаций. Ниже представлены три примера эмиссии доходных облигаций, различающихся как типами обеспечения задолженности, так и видами финансируемых проектов.

Проект 1. Модернизация общественного центра, финансируемая с помощью выпуска двуствольных доходных облигаций
1.1. Исходная ситуация 
С конца 1990-х годов потребность в улучшении качества взаимодействия администрации Далласа с общественностью вызвала острую необходимость в модернизации имеющихся в городе объектов, предназначенных для проведения общественных слушаний и встреч граждан с властями муниципалитета. В связи с этим Департаментом по поддержке и проведению муниципальных мероприятий был предложен проект по расширению и модернизации находящегося в его управлении общественного центра. В состав последнего входили выставочной зал, конференц-зал, а также зал общественных слушаний. Центр использовался для проведения как местных, так и международных конференций, семинаров, советов, общественных встреч.
1.2. Поэтапные мероприятия в рамках реализации стандарта
В 2002 году проект по расширению и модернизации общественного центра был официально внесен в план капитальных вложений г. Далласа.
Согласно плану на 2002 год к основным целям данного проекта относились:
расширение полезной площади центра на 525 000 кв. футов;
ремонт выставочного зала центра;
обновление электросети, водопровода, системы вентиляции и отопления;
замена оборудования;
ремонт здания и его увязка с расширением площади здания.
Финансирование проекта предполагалось провести за счет эмиссии доходных облигаций. Обслуживание займа должно было осуществляться с помощью образованного фонда обслуживания долга, финансирование которого планировалось вести за счет текущих доходов от эксплуатации центра (плата за посещение мероприятий, реклама, добровольные пожертвования), специально вводимого гостиничного налога (на аренду гостиничных номеров) и процентных доходов по остаткам кассовой наличности в фонде.
В январе 1998 проект получил одобрение общественности на местном референдуме, в связи с чем в апреле 1998 года администрация города выпустила доходных облигаций на сумму $326,2 млн. Часть этого займа ($236,6 млн.) была направлена на рефинансирование предыдущих обязательств по ценным бумагам, а часть использована на расходы по проекту.

Таблица 1
Основные характеристики займа (по состоянию на 30.09.02 г.)
Номер серии Название выпуска Дата эмиссии Срок обращения, лет Не погашено (по состоянию на 30.06.02 г.), USD
567 Доходные облигации для рефинансирования доходных облигаций, модернизация общественного центра 01.04.1998 30 311 835 000
  Итого обязательств 311 835 000
Источник: City of Dallas FY2002-03 Adopted Budget. Debt Service Funds, Convention Center.

Одним из важнейших показателей, характеризующих качество муниципального долга, является рейтинг заемщика. В 2002 году рейтинговыми агентствами Standard&Poor’s и Moody’s общественному комплексу (в состав которого входит центр) – формальному эмитенту облигаций был присвоен рейтинг A/A1. В свою очередь, облигационному займу был присвоен высокий рейтинг AAA/Aaa, отражающий большую надежность займа.
Таблица 2
Основные финансовые характеристики проекта
(по состоянию на 30.06.02 г.), USD
Доходные источники Бюджет по состоянию на 30.06.02 г. Израсходовано Остаток Проект бюджета на 2002-2003 гг. Итого
Ввод в эксплуатацию
Эмиссия доходных облигаций 129 069 581 127 302 245 1 767 336 0 129 069 581
Итого доходов 129 069 581 127 302 245 1 767 336 0 129 069 581
Расходные направления
Увеличение площади общественного центра 105 540 665 103 802 445 1 738 220 0 105 540 665 1-й кв. 2003 г.
Модификация оборудования и ремонт центра 23 528 916 23 499 800 29 116 0 23 528 916 4-й кв. 2003 г.
Итого расходов 129 069 581 127 302 245 1 767 336 0 129 069 581
Источник: City of Dallas FY2002-03 Adopted Capital Improvement Budget, G-37.

Основные финансовые характеристики проекта по состоянию на июль 2002 года представлены в таблицах 1, 2 и 3. В частности, из таблицы 3 видно, что основным источником погашения займа являлись платежи за пользование общественным центром.

Таблица 3
Показатели обслуживания долга, 1998 - 2001 гг., USD
1998-1999 1999-2000 2000-2001
Начальный баланс 3 384 743 3 549 009 4 102 670
Доходные источники
Платежи за пользование центром 18 486 833 19 512 143 20 095 469
Прочие (в т.ч. поступления по налогу на гостиницы) 366 902 325 000 340 000
Итого 18 853 735 19 837 143 20 435 469
Итого ресурсов 22 238 478 23 386 152 24 538 139
Расходы
Платежи по основной сумме долга 2 225 000 3 040 000 4 165 000
Платежи по процентам 16 407 508 16 307 443 16 170 643
Итого 18 632 508 19 347 443 20 335 643
Конечный баланс 3 605 970 4 038 709 4 202 496
Источник: City of Dallas FY2002-03 Adopted Budget, Debt Service Funds, Convention Center.

Проект бюджета на 2002/03 финансовый год включал платежи по основной сумме долга ($5,9 млн.) и выплаты процентных доходов по облигациям ($15,6 млн.). Производить дополнительные заимствования в 2003 году не планировалось. График обслуживания займа по состоянию на 30.09.02 г. представлен в таблице 4.

Таблица 4
График обслуживания займа (по состоянию на 30.09.02), USD
Год Основная сумма долга Процентные платежи Итого
2003 5 915 000 15 622 243 21 537 243
2004 7 290 000 15 326 493 22 616 493
2005 8 805 000 14 889 092 23 694 092
2006 10 685 000 14 360 792 25 045 792
2007 11 245 000 13 799 830 25 044 830
2008 11 835 000 13 209 467 25 044 467
2009 12 460 000 12 588 130 25 048 130
2010 12 065 000 12 014 970 24 079 970
2011 12 635 000 11 447 915 24 082 915
2012 13 240 000 10 841 435 24 081 435
2013 13 890 000 10 192 675 24 082 675
2014 14 585 000 9 498 175 24 083 175
2015 15 315 000 8 768 925 24 083 925
2016 16 080 000 8 003 175 24 083 175
2017 16 885 000 7 199 175 24 084 175
2018 17 725 000 6 354 925 24 079 925
2019 18 615 000 5 468 675 24 083 675
2020 19 520 000 4 561 194 24 081 194
2021 20 470 000 3 609 594 24 079 594
2022 6 470 000 2 611 681 9 081 681
2023 6 785 000 2 296 269 9 081 269
2024 7 115 000 1 965 500 9 080 500
2025 7 470 000 1 609 750 9 079 750
2026 7 845 000 1 236 250 9 081 250
2027 8 235 000 844 000 9 079 000
2028 8 645 000 432 250 9 077 250
 Итого 311 825 000 208 752 580 520 577 580
Источник: City of Dallas FY2002-03 Adopted Budget. Debt Service Funds, Convention Center.
1.3. Административное и организационное обеспечение внедрения и функционирования стандарта
Информация недоступна.
1.4. Факторы успешного внедрения стандарта
Информация недоступна.
1.5. Проблемы внедрения стандарта и пути их решения
Информация недоступна.
1.6. Затраты на внедрение стандарта (финансовые, временные, трудовые)
Информация недоступна.
1.7. Полученные результаты
В результате произведенного займа в течение 2000/01 финансового года была проделана основная часть работ. Проект по расширению и модернизации общественного центра в г.Даллас был завершен в 2003 году.
1.8. Принятые нормативно-правовые документы
Информация недоступна.
1.9. Контактная информация
Информация недоступна.

Проект 2. Строительство спортивного комплекса за счет средств от выпуска доходных облигаций с налоговым обеспечением
2.1. Исходная ситуация
Экономический рост, а также интенсивный рост населения города привел к появлению необходимости улучшить состояние социальной и рекреационной инфраструктуры муниципалитета. Вследствие этого власти г. Далласа выступили с инициативой строительства нового спортивного комплекса. Согласно планам капитального строительства проект заключался в создании современного спортивного центра, включающего, в частности, несколько крупных стадионов (вместимостью более 18 тыс. человек) для проведения баскетбольных и хоккейных матчей. Комплекс планировалось использовать как в сугубо спортивных целях, так и для проведения различного рода общественных мероприятий (концерты, общественные собрания и т.д.). Центр должен был быть расположен в центральной части города и занимать площадь в 12 акров. Финансирование проекта предполагалось осуществить с помощью выпуска доходных облигаций, а также средств частных девелоперских компаний.
2.2. Поэтапные мероприятия в рамках реализации стандарта 
На референдуме 17 января 1998 года жители Далласа одобрили инициативу городских властей произвести эмиссию доходных облигаций и ввести дополнительный 2%-ный гостиничный налог (налог на аренду гостиничных номеров) и 5%-ный налог на аренду автотранспорта, поступления от которых должны были полностью направляться в фонд обслуживания долга. 15 июня 1998 года местные власти выпустили доходных облигаций на сумму $140,38 млн со сроком обращения 30 лет для финансирования городской доли проекта строительства спортивного комплекса (см. табл. 5). $104,81 млн из общей суммы облигационного займа были освобождены от налогов. Фонд обслуживания займа использовался для обслуживания обеих серий облигаций.

Таблица 5
Основные характеристики выпусков доходных облигаций

Номер серии Название выпуска Дата эмиссии Срок обращения, лет Не погашено (по состоянию на 30.09.02 г.), USD
568 Доходные облигации, не облагаемые налогом (под гарантию спец. налогов) 15.06.1998 30 91 560 000
569 Доходные облигации (под гарантию спец. налогов) 15.06.1998 30 33 920 000
  Итого обязательств 125 480 000
Источник: City of Dallas FY2002-03 Adopted Budget. Debt Service Funds, Sport Arena.

В 2002 году рейтинговые агентства Standard&Poor’s, Moody’s и Fitch IBCA присвоили облигациям рейтинг AAA, Aaa, AAA соответственно, что говорило о высокой надежности займа. В таблице 6 показаны параметры обслуживания долга в 1998-2001 гг. 

Таблица 6
Показатели обслуживания долга, 1998-2001 гг., USD
1998-1999 1999-2000 2000-2001
Начальный баланс 3 360 707 8 421 626 4 664 703
Доходные источники
2%-ный гостиничный налог 9 791 917 10 400 000 10 300 000
5%-ный налог на аренду автотранспорта 3 897 307 3 813 100 4 500 000
Процентные доходы 274 398 410 760 320 000
Итого 13 963 622 14 623 860 15 120 000
Итого ресурсов 17 324 329 23 045 486 19 784 703
Расходы
Платежи по основной сумме долга 95 000 10 930 000 1 760 000
Платежи по процентам 8767574 7 509 582 7 004 784
Итого 8 862 574 18 439 582 8 764 784
Конечный баланс 8 461 755 4 605 904 11 019 919
Источник: City of Dallas FY2002-03 Adopted Budget. Debt Service Funds, Sport Arena, G-85.

Характеристики и график обслуживания займа по состоянию на 30.09.02 г. отражены в таблице 7.

Таблица 7
График обслуживания займа (по состоянию на 30.09.02 г.), USD
Год Основная сумма долга Процентные платежи Итого
2003 2 490 000 6 827 495 9 317 495
2004 2 605 000 6 712 359 9 317 359
2005 2 725 000 6 590 454 9 315 454
2006 2 870 000 6 447 326 9 317 326
2007 3 020 000 6 296 237 9 316 237
2008 3 185 000 6 130 557 9 315 557
2009 3 360 000 5 955 389 9 315 389
2010 3 550 000 5 767 369 9 317 369
2011 3 750 000 5 568 604 9 318 604
2012 3 960 000 5 358 499 9 318 499
2013 4 180 000 5 136 529 9 316 529
2014 4 415 000 4 902 029 9 317 029
2015 4 665 000 4 650 124 9 315 124
2016 4 935 000 4 383 825 9 318 825
2017 5 210 000 4 106 863 9 316 863
2018 5 495 000 3 823 856 9 318 856
2019 5 795 000 3 525 056 9 320 056
2020 6 110 000 3 209 713 9 319 713
2021 6 440 000 2 876 913 9 316 913
2022 6 790 000 2 525 744 9 315 744
2023 7 160 000 2 155 206 9 315 206
2024 7 555 000 1 764 056 9 319 056
2025 7 965 000 1 350 963 9 315 963
2026 8 400 000 915 094 9 315 094
2027 8 850 000 469 781 9 319 781
 Итого 125 480 000 107 450 041 232 930 041
Источник: City of Dallas FY2002-03 Adopted Budget. Debt Service Funds, Sport Arena.
2.3. Административное и организационное обеспечение внедрения и функционирования стандарта
Информация недоступна.
2.4. Факторы успешного внедрения стандарта
Информация недоступна.
2.5. Проблемы внедрения стандарта и пути их решения
Информация недоступна.
2.6. Затраты на внедрение стандарта (финансовые, временные, трудовые)
Информация недоступна.
2.7. Полученные результаты 
В результате осуществленного займа властям города к 2002 году удалось завершить подготовку площадки и начать первый этап строительства спортивного центра. Данный объект был сдан в эксплуатацию в 2006 году. Данный пример демонстрирует возможность выпуска доходных облигаций для финансирования проекта, который на начальном этапе может и не иметь значительных доходов от своей деятельности. В подобном случае обслуживание займа ведется с помощью введения дополнительных целевых налогов.
2.8. Принятые нормативно-правовые документы
Информация недоступна.
2.9. Контактная информация
Информация недоступна.

Проект 3. Модернизация системы водоснабжения и канализации города за счет средств от выпуска доходных облигаций, обеспеченных доходами от реализации проекта
3.1. Исходная ситуация
На протяжении 1990-х годов в связи с ростом населения и устареванием системы водоснабжения и канализации город испытывал острую необходимость в модернизации и увеличении мощности предприятия водоснабжения.
Предприятием водоснабжения города Далласа является находящаяся в собственности муниципалитета компания, обеспечивающая снабжение водой и отведение сточных вод города. Бизнес-цель компании   предоставление качественных услуг горожанам, а также содействие экономическому развитию муниципалитета с учетом экологических требований. Предприятию не оказывается поддержка из муниципального бюджета. Главным источником доходов кампании являются платежи за услуги населению. Реципиенты услуг предприятия делятся на несколько категорий: местное население, корпоративные клиенты, население соседних муниципалитетов и др. Для каждой категории потребителей устанавливается отдельный тариф за пользование услугами.
3.2. Поэтапные мероприятия в рамках реализации стандарта 
Начиная с 1991 года проект реконструкции предприятия водоснабжения стал периодически вноситься в план капитального строительства города. К основным целям проекта на протяжении всех лет, в частности, относились:
ремонт и частичная замена оборудования предприятия;
модернизация городских очистительных систем;
увеличение мощности системы водоподачи;
проведение исследований по оценке воздействия проекта на окружающую среду;
модернизация центра приема клиентов предприятия.
В качестве основного доходного источника финансирования капитальных вложений была выбрана эмиссия доходных облигаций. В течение 1990-х годов предприятием было произведено несколько выпусков облигаций для финансирования проекта, часть средств от которых направлялась на рефинансирование предыдущих заимствований. Информация о некоторых сериях доходных облигаций представлена в таблице 8. Основным источником погашения займа должны были стать платежи за пользование услугами предприятия.

Таблица 8
Основные характеристики выпусков доходных облигаций
предприятия водоснабжения г. Далласа
Номер серии Название выпуска Дата эмиссии Срок обращения, лет Не погашено (на конец 2001 г.), USD 
541 Рефинансирование 15.09.91 20 3 830 000
545 Рефинансирование и модернизация 01.08.92 20 5 800 000
548 Рефинансирование 15.02.93 18 305 690 000
550 Рефинансирование и модернизация 01.09.93 20 24 205 000
552 Доходные облигации 01.04.94 20 14 510 000
553 Доходные облигации 01.09.94 20 5 155 000
554 Рефинансирование и модернизация 01.04.95 20 25 325 000
555 Рефинансирование и модернизация 01.09.95 20 26 555 000
559 Рефинансирование и модернизация 01.09.96 20 56 730 000
562 Рефинансирование и модернизация 01.05.97 20 48 425 000
570 Рефинансирование 01.09.98 31 326 720 000
573 Рефинансирование 01.09.99 20 60 000 000
Итого по доходным облигациям предприятия водоснабжения 902 935 000
Источник: City of Dallas FY2002-03 Adopted Budget. Debt Service Funds, Water Utilities.

Согласно данным властей г. Далласа кредитный рейтинг доходных облигаций оставался неизменно высоким на протяжении всего периода заимствований. Рейтинги, присвоенные займам, отражали высокое качество управления финансами предприятия и позволяли рассчитывать на выпуск дополнительных долговых обязательств под низкий процент в будущем. По состоянию на 2001 год эмитированные доходные облигации имели рейтинг Aa2 (Moody’s) и АА (Standard&Poor’s).
В соответствии с основными принципами управления долгом и критериями, установленными предприятием водоснабжения при эмиссии облигаций, обслуживание долга должно вестись с учетом следующих стандартов:
доходы от работы предприятия в текущем году должны в 1,25 раза превышать объем выплат по обслуживанию долга (основная сумма и процентные платежи) в следующем году;
текущие доходы должны быть достаточными для покрытия текущих расходов, учитывая платежи по обслуживанию долга;
долгосрочные заимствования должны использоваться только для финансирования наращивания основного капитала и модернизации предприятия, а не для текущих расходов;
срок обращения доходных облигаций не должен превышать 20 лет.
Показатели состояния долга по всему объему эмитированных облигаций показаны в таблице 9. Как видно, основную часть средств, направляемых на обслуживание долга, составили платежи за услуги предприятия.

Таблица 9
Показатели обслуживания долга по доходным облигациям, 1998-2001 гг.
1998-1999 1999-2000 2000-2001
Начальный баланс 71 335 860 66 361 818 62 649 370
Доходные источники
Платежи за услуги 104 783 175 125 480 266 125 340 309
Прочие 4 537 212 0 0
Итого 109 320 387 125 480 266 125 340 309
Итого ресурсов 180 656 247 191 842 084 187 989 679
Расходы
Платежи по основной сумме долга 63 185 000 77 099 433 78 977 000
Платежи по процентам 46 529 429 51 110 781 50 508 301
Итого 109 714 429 128 210 214 129 485 301
Конечный баланс 70 941 818 63 631 870 58 504 378
Источник: City of Dallas FY2002-03 Adopted Budget. Debt Service Funds, Water Utilities.

3.3. Административное и организационное обеспечение внедрения и функционирования стандарта
Информация недоступна.
3.4. Факторы успешного внедрения стандарта
Информация недоступна.
3.5. Проблемы внедрения стандарта и пути их решения
Информация недоступна.
3.6. Затраты на внедрение стандарта (финансовые, временные, трудовые)
Информация недоступна.
3.7. Полученные результаты 
Несмотря на то, что сроки ввода в эксплуатацию модернизированных подсистем компании различаются, к 2002 году выпуск доходных облигаций позволил предприятию водоснабжения г. Далласа выполнить следующую работу:
завершение ремонта центрального блока очистительных сооружений;
завершение строительства водопровода от насосной станции до Восточного блока очистительных сооружений;
продолжение работ на Южном блоке;
начало работ по увеличению мощности (на 100 млн. галл. в день) Восточного блока очистительных сооружений;
модернизация оборудования в системе водоподачи предприятия;
окончание автоматизации работы предприятия;
установка оборудования по озонированию воды.
3.8. Принятые нормативно-правовые документы
Информация недоступна.
3.9. Контактная информация
Dallas City Hall
1500 Marilla Street, North
Dallas TX 75201,
USA
http://www.dallascityhall.com/