Проведение мониторинга социального самочувствия жителей муниципального образования
Перспективный уровень
1. Описание практики
Принятие Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 04.07.2003 г. №95-ФЗ, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ, «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации …..» от 22.08.2004 г. №122 потребовало изменения парадигмы системы управления на федеральном, региональном и местном уровнях.
В то же время стадии практической реализации достигла лишь относительно небольшая часть вопросов административной реформы, касающихся, в основном, реорганизации федеральных органов исполнительной власти. По ряду приоритетных направлений административной реформы работы не начаты, приостановлены или развиваются инерционно. Прежде всего, это касается технологий повышения качества государственного и муниципального управления, механизмов контроля и надзора за деятельностью органов государственной и муниципальной власти, взаимодействия между государством и структурами гражданского общества.
Однако само признание необходимости административной реформы в Российской Федерации дает управленцам, заинтересованным в инновациях, реальный шанс реализовать новую модель управления муниципальным образованием как жизненной средой с активным привлечением населения за счет развития институтов гражданского общества.
Предлагаемая технология «Публичный мониторинг социального самочувствия» является составляющей инновационного проекта управления, основу которого составляет отказ от структурной институционализации форм привлечения активной части населения к процессу управления муниципальным образованием, т.е. от внедрения новых структурно-организационных моделей, требующих серьезных финансовых и материально-технических затрат. В основу проекта положена технологизация процесса управления местным сообществом, а именно – разработка и апробация новой процессуальной модели управления, предполагающей возможность гибкой и эффективной адаптации существующих структур к меняющимся в русле модернизации задачам с использованием имеющихся ресурсов.
В основу предлагаемой технологии публичного социального мониторинга положен один из главных индикаторов адаптации населения к новым социально-политическим и социально-экономическим реалиям – «социальное самочувствие». Это обобщенная характеристика восприятия человеком собственного положения в обществе, оценка стабильности собственного существования и удовлетворенности социально-экономической ситуацией в стране.
Социальное самочувствие определяется путем периодического проведения социологического опроса населения методом анкетирования. Анкета включает в себя вопросы, нацеленные на выяснение мнения населения относительно Респондентам предлагается выбрать из перечисленных социальных проблем наиболее актуальные для муниципального образования, оценить по приведенной шкале состояние социально-экономической инфраструктуры муниципального образования, деятельность муниципальной администрации и отношения между администрацией и жителями, а также оценить собственное социальное самочувствие по отдельным компонентам (жилищные условия, материальное положение, состояние здоровья, отношения в семье и др.). По ходу ответов респонденты могут давать комментарии. Анкетирование проводится анонимно.
Предлагаемая технология отличается от традиционной тем, что весь процесс – от разработки модели до подготовки рекомендаций на основе полученных результатов – осуществляется гласно и открыто, с предоставлением реальной возможности участия заинтересованным лицам и организациям. С этой целью анкеты публикуются в местных СМИ и размещаются на открытых информационных площадках (библиотеках, общественных учреждениях и организациях, магазинах, школах). Там же устанавливаются ящики для заполненных листов анкет. По каждому вопросу анкеты респондент может дать свой комментарий, высказать пожелания и предложения.
Также важным аспектом публичности мониторинга и доверия населения к его результатам является доступность участия любого заинтересованного лица/организации как в процессе обработки анкет, так и при подготовке аналитических отчетов. Кроме того, после окончания проведения опросов их результаты публикуются в местных СМИ, доводятся до сведения представителей всех органов власти, общественных организаций и бизнес-структур не позднее, чем через 30 дней после завершения социологического опроса. Администрацией муниципального образования совместно с местным представительным органом проводятся открытые общественные слушания по результатам мониторинга.
Таким образом, результаты исследований становятся достоянием не только социологов и заказчика в лице администрации муниципального образования, но и широкого круга общественности, что позволяет сформировать в обществе единое смысловое поле в сфере социальной политики, атмосферу социального согласия на территории муниципального образования. Вместе с тем, данный подход позволяет обеспечить реализацию права каждого гражданина на получение достоверной информации об основных показателях и параметрах развития муниципального образования. Указанные положения позволяют снизить уровень социально-психологического напряжения, социального иждивенчества и апатии в обществе.
После проведения опроса СМИ информируют население о принятых администрацией муниципального образования управленческих шагах по решению выявленных в ходе опроса проблем, что обеспечивает уменьшение «полосы отчуждения» между властью и обществом и формирует информационные потоки «органы местного самоуправления – граждане» с эффективной обратной связью.
В процессе проведения опроса решается комплекс следующих управленческих задач:
диагностирование и прогнозирование динамики социально-экономического самочувствия населения муниципального образования;
диагностирование и прогнозирование динамики состояния общественного мнения и настроений граждан различных слоев и групп;
прогнозирование эффективности управленческих решений, разрабатываемых органами муниципальной власти, через оценку уровня заинтересованности населения в их реализации;
развитие партнерских отношений между администрацией и жителями муниципального образования в решении социальных проблем.
2. Муниципальное образование
Город Березовский (Свердловская область)
3. Исходная ситуация
Результаты большинства российских социологических опросов показывают, что как минимум половина населения страны видит причины неуспешности осуществляемых в стране реформ в отсутствии должного профессионализма у муниципальных управленцев. Причем это касается всех сторон жизни: деятельности бизнеса, развития культуры и гражданского общества, реализации социальной политики и т.д.
С целью уточнения ситуации на месте после прихода нового главы администрации в МО «Город Березовский» силами администрации в партнерстве с общественной организацией «Екатеринбургский региональный центр поддержки гражданских инициатив «Открытое общество» был проведен опрос «Действующие лица». Опрос показал, что средняя оценка профессиональной деятельности подавляющего большинства муниципальных топ-менеджеров находится в интервале между оценками «2» и «3». Исключение составил вновь избранный Глава администрации – его оценка составила 3,8 балла. Этот опрос дал толчок к поиску и изучению эффективных управленческих технологий, а также к разработке ряда инновационных технологий, направленных на улучшение качества муниципального управления. Для внедрения этих технологий в администрации МО был создан инновационный отдел, который функционирует в режиме менеджерского центра, оказывающего всем участникам социально-экономического процесса необходимую поддержку.
Контрольный социологический замер показал, что рейтинг Главы администрации за год работы не упал, как это обычно бывает после выборов. Муниципальное образование повысило свои показатели в рейтинге социально-экономического развития, покинув ряды дотационных территорий. Благоприятные стартовые условия позволили перейти к реализации практики.
4. Поэтапные мероприятия в рамках реализации практики
Процедура проведения опроса состояла из следующих этапов:
1. Подготовка концепции и инструментария опроса, утверждение его администрацией МО и Общественной палатой МО.
2. Создание (формирование и обучение) волонтерской группы.
3. Заключение договоров с ресурсной площадкой и экспертами.
4. Формирование рабочей группы по проведению опроса.
5. Формирование экспертной группы по проведению опроса.
6. Проведение PR-кампании с публикацией анкеты в местных СМИ.
7. Распространение и сбор анкет через сеть информационных площадок.
8. Обработка анкет и подготовка аналитического отчета.
9. Обсуждение аналитического отчета во властных структурах и Общественной палате г. Березовский, публикация отчета в СМИ.
10. Разработка на основании полученной информации рекомендаций для властных структур и Общественной палаты МО «г. Березовский».
11. Итоговая интерактивная PR-кампания по публичному обсуждению результатов опроса и перспектив их использования.
При проведении опроса не было отмечено конфликтов. Опрос был интересен всем участникам и был с большим интересом воспринят населением.
5. Административное и организационное обеспечение реализации практики
Организация опроса имела следующий характер. Общее руководство проектом осуществлял Отдел инновационных социальных технологий администрации МО «Город Березовский». Научное руководство осуществляли специалисты ОО «Открытое общество». В качестве ресурсной площадки было использовано образовательное учреждение № 5 МО «Город Березовский». Также привлекались волонтеры из числа студентов УрГУ (программное обеспечение) и старшеклассников школ города (техническое обеспечение).
Общественная палата МО «Город Березовский», в состав которой входят лидеры НКО и наиболее авторитетные граждане, выбранные путем проведения опроса населения, обеспечивала информационную сеть для распространения и сбора анкет и общественный престиж опроса. Региональные и местные СМИ осуществляли информационное обеспечение.
6. Факторы успешной реализации практики
Успеху реализации практики способствовали следующие факторы:
заинтересованность со стороны администрации МО «Город Березовский»;
высокий профессиональный уровень привлеченных экспертов ОО «Открытое общество»;
высокая активность населения муниципального образования, деятельность НКО, учебных учреждений, библиотек;
поддержка проведению опроса со стороны студентов и школьников.
7. Проблемы реализации практики и пути их решения
Среди проблем, с которыми столкнулись организаторы опроса наиболее существенными были следующие:
недостаточная информированность определенной части населения (участники опроса требовали анкеты опроса после его завершения и настаивали на пересмотре результатов с учетом их мнения).
высокая стоимость необходимого программного обеспечения
8. Затраты на реализацию практики
Проведение работ заняло в общей сложности 6 месяцев и потребовало следующих ресурсов:
работа трех экспертов, имеющих опыт соответствующей деятельности и профильное образование (бесплатно, в обмен на предоставление результатов опроса);
работа подготовленной волонтерской группы в составе 10 человек (на поддержку волонтерской деятельности – 12 тыс. рублей);
работа отдела администрации муниципального образования в качестве организационного ресурса;
приобретение 3 компьютеров с соответствующим программным обеспечением;
проведение 2 PR-кампаний – 100 тыс. рублей;
9. Полученные результаты
Данные опроса активно использовались при разработке плана стратегического развития муниципального образования «Город Березовский» до 2015 г. Индикаторы данного опроса были введены в систему индикаторов реализации данного плана. Кроме того, на основании результатов опроса был разработан ряд краткосрочных целевых программ деятельности администрации муниципального образования.
Под влиянием опроса повысилась активность населения в решении ряда проблем территории (конкурсы по благоустройству дворов и детских площадок, обеспечение чистоты территории). Расширился диалог администрации муниципального образования с НКО и СМИ.
На основе данных опроса сформирован план работы Общественной палаты на 2006 г. Данные опроса активно обсуждались в ходе создания Молодежной общественной палаты МО «Город Березовский».
В связи с тем, что опрос позволил сформировать реальный процесс прямого диалога населения, структур гражданского общества, бизнеса и властных органов, принято решение о ежегодном проведении опроса.
Аналитический отчет по результатам проведения опроса приведен в приложении к настоящей практике.
10. Принятые нормативно-правовые документы
Результаты опроса были отражены в следующих документах:
развернутый аналитический отчет Для руководства администрации МО и ОО «Открытое общество;
сокращенный вариант отчета для СМИ;
комплекс аналитических отчетов по отдельным проблемам и группам населения (социальные портреты) для профильных структур администрации МО и территориальных органов государственного управления;
отчеты по социально-экономической ситуации на территориях отдельных поселков для руководителей администраций поселков.
11. Контактная информация
Тагиева Татьяна Юрьевна, Президент ОО «Екатеринбургский региональный центр поддержки гражданских инициатив «Открытое общество»
Тел.: (34369) 4-30-27;
E-mail: oist@admberez.ru