3.3.1. Привлечение коммерческого сектора к предоставлению услуг образовательным учреждениям на конкурсной основе
Стратегический уровень
1. Описание стандарта
В настоящее время наиболее распространенной формой приватизации в странах с рыночной экономикой является контрактация. Заключение контрактов с частными поставщиками товаров и услуг, которые идут на нужды государства, всегда было важной частью экономической деятельности в общественном секторе. Однако в последнее время в процессе обслуживания конечных потребителей, в образовании в том числе, на основе контрактов идет замещение услуг общественного сектора услугами частного сектора.
Контрактация имеет смысл прежде всего потому, что частный предприниматель гораздо более, чем администратор, заинтересован в экономном расходовании ресурсов, в данном случае средств образовательного бюджета. Правда, в этом случае предъявляются повышенные требования к самим контрактным документам, к детальному описанию обязательств, которые берет на себя частная фирма.
Реформы в сфере образования Великобритании конца 1990-х годов предлагали модель подобного контракта государства с частными компаниями, которая получила название «общественно-частное партнерство» (Public Private Partnerships, PPP). На 2000 год было подписано более 50 контрактов РРР между 450 школами Великобритании, из которых 30 контрактов поддержано программами кредитования.
Содержание школ (новое строительство, ремонт, энергоснабжение, содержание и т.п.) обеспечивалось посредством заключения контрактов между несколькими частными фирмами и местными администрациями образования. С принятием нового закона об образовании и переносе центра тяжести в управлении и финансировании с местных администраций образования на школы возникают новые взаимоотношения между общественным сектором, уже в лице отдельных школ или их объединений, и частными фирмами.
Участию частного сектора в образовании придается особое значение. Обслуживание образовательного процесса не только может, но и должно обеспечиваться частным сектором, это приведет, по мнению английских аналитиков, к росту эффективности бюджетных расходов вообще и расходов муниципального уровня в частности.
Новый тип контрактов предоставляет обеспечение и управление активами одному контрагенту (школе), который может получать от этого прибыль. Основное различие между традиционными контрактами и РРР состоит в том, что последние позволяют разделить выгоды и издержки местной администрации, стимулируют и эффективное распределение ресурсов, и инновации в сфере предоставления товаров и услуг частного сектора общественному сектору.
2. Муниципальное образование
Муниципалитеты Великобритании; данные по отдельным муниципалитетам недоступны
3. Исходная ситуация
Информация недоступна
4. Поэтапные мероприятия в рамках реализации стандарта
На начальном этапе новый тип контрактов должен инициироваться местными администрациями. Органы управления школ включаются в эти контракты (Private Finance Initiative, PFI) следующим образом.
• При рассмотрении проектов частного финансирования местная администрация извещает о них школы.
• Местная администрация разъясняет, как конкретный проект повлияет на школу, на выделенный ей бюджет, какова роль школьных органов управления.
• Школьные органы управления играют ключевую роль при определении деталей контракта, предоставляемых работ и услуг, поскольку они контролируют распределение бюджетных средств на неучебные цели. Школы становятся заинтересованными в получении выгоды.
• Местная администрация должна получить письменное согласие от школьных органов управления на перевод части школьного бюджета для выполнения контракта.
«Двухуровневая» система отбора школами проектов стимулирования частного финансирования была апробирована в начале 1999 года.
Местные власти и представители школ совместно выбирают лучшие проекты, которые затем рассматриваются группой финансового контроля проектов (Treasury led Project Group, PRG) до начала переговоров с потенциальными частными партнерами и при всяческом содействии DFES.
PRG оценивает финансовую эффективность проекта. После одобрения проекта по нему можно проводить рекламную кампанию через местную администрацию или Official Journal of the EC.
После подписания контракта на него выделяется финансовая поддержка через программу кредитования (одна из форм долгосрочного контракта, возможно также совместное предприятие). Программа кредитования контрактов с частым сектором обеспечивает финансовую поддержку по капитальной стоимости проекта. Это создает стимул к заключению контрактов между частным сектором и местной администрацией, которая получает финансовую помощь по всей капитальной стоимости проекта, в то время как по традиционной схеме поддержка выделялась только на определенную долю капитальной стоимости. Кроме того, в смету расходов по проекту (например, строительство новой школы) включаются текущие затраты на содержание нового здания.
Администрации и школы получают возможность привлекать финансовых и технических экспертов из частного сектора, в том числе для эффективного распределения рисков по проекту. Целью всей этой программы является создание рыночных стимулов для повышения эффективности использования общественных средств.
5. Административное и организационное обеспечение внедрения и функционирования стандарта
Органы управления школы вовлекаются в контракт на самой ранней стадии, они решают, что нужно именно их школе, и должны знать собственную ответственность по контракту. По программе «прозрачного финансирования» школа передает часть выделенного ей бюджета на финансирование проекта, но получает специфические услуги.
Местная администрация должна также получить одобрение Департамента образования и группы финансового контроля проекта. Затем от частных фирм принимаются заявки на участие в проекте. Коммерческий контракт заключается между местной администрацией (иногда органами управления школы) и фирмой, выигравшей конкурс.
В контракте прописаны работы и услуги, предоставляемые частным сектором, причем размер их оплаты не фиксирован, а колеблется в зависимости от их качества. Платежи осуществляются ежемесячно или ежеквартально. Если фирма существенно нарушила условия контракта, он может быть расторгнут и передан другой фирме. Оплата производится только тогда, когда требуемые работы уже произведены, а услуги предоставлены.
Такие контракты дополняют традиционные капитальные расходы местных образовательных администраций, расходы на ремонт и строительство школ. Как и при любом государственном финансировании, в этой области существуют определенные лимиты, и спрос часто превышает предложение. Привлечение частных средств позволяет повысить качество предоставляемых услуг и расширяет возможности местных администраций по техническому обеспечению и обслуживанию школ. Новый тип контрактов повышает экономическую эффективность технического обслуживания школ.
Существует несколько типов контрактов с частными фирмами, хотя такое разделение достаточно условно и реально контракты могут быть смешанного типа.
• Схема, включающая планирование, строительство, финансирование и управление (DBFO) – агент со стороны частного сектора (возможно, несколько фирм) берет на себя обеспечение и долгосрочное управление проектом. Это стандартная схема в рамках программы стимулирования частного финансирования школ (PFI).
• Смешанный договор между местными властями и частными фирмами. Отличие от предыдущей схемы в том, что в данном случае работы и услуги предоставляются фирмой, которой владеют и частный, и общественный секторы.
Возможны также специальные схемы финансирования строительства и ремонта за счет экономии на потреблении школой электроэнергии, и ряд других схем.
6. Факторы успешного внедрения стандарта
В ведении местной образовательной администрации находится большое число школ, но каждый проект должен быть одобрен конкретной школой, выделяющей на него средства из собственного бюджета. Эти средства передаются местной администрации и должны покрыть операционные издержки по проекту.
В соответствии с законодательством органы управления школой подобны корпорации и поэтому могут заключать контракты, накладывающие обязательства на будущих членов управляющего совета школы.
• Органы управления школой несут расходы по услугам, которые предусмотрены делегированным бюджетом школы, кроме расходов на те услуги, которые школа хочет приобрести дополнительно.
• Тарифы на услуги едины для всех школ (но, к примеру, местонахождение школы может увеличить какой-либо тариф).
• Органы управления школой должны быть осведомлены о механизме выплат по контракту, и если возникли непредвиденные дополнительные расходы, связанные, к примеру, с плохой работой частных фирм, эти деньги должны быть возвращены школе.
• Если проект заключается для нескольких школ и только одной предоставлены услуги неприемлемо низкого качества, возможно расторжение контракта именно с ней (контракт с другими школами сохраняется), что защищает интересы каждой отдельной школы.
7. Проблемы внедрения стандарта и пути их решения
Информация недоступна.
8. Затраты на внедрение стандарта (финансовые, временные, трудовые)
Информация недоступна.
9. Полученные результаты
Контрактация в сфере образования позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств. По оценкам экспертов, привлечение коммерческого сектора к выполнению работ может выражаться в 5 - 7% экономии. В первую очередь это достигается за счет размещения бюджетных заказов на конкурсной основе. Бюджетное учреждение в этом случае выигрывает дважды. С одной стороны, выбирает самое финансово выгодное предложение, а с другой получает возможность привлечь для выполнения работ качественных специалистов, которыми само не располагает. В том случае, если проект масштабный и затрагивает интересы нескольких образовательных учреждений, экономия достигается за счет «эффекта масштаба», то есть администрация имеет возможность при объявлении конкурса рассчитывать на скидки, связанные с большим объемом работ.
10. Принятые нормативно-правовые документы
Информация недоступна.
11. Контактная информация
Информация недоступна.