2.3.1. Проведение муниципальных закупок с использованием Интернет-технологий
Стратегический уровень
1. Описание стандарта
В настоящее время в связи с быстрыми темпами развития информационных технологий широкое распространение во всем мире получила концепция «электронного правительства», то есть использования современных информационных и коммуникационных средств для взаимодействия правительства с гражданами, с деловыми партнерами и различных правительственных подразделений между собой.
Одним из наиболее экономически эффективных способов применения новых технологий является проведение бюджетных закупок через Интернет. Преимущества данного метода состоят в следующем:
• увеличивается количество потенциальных участников торгов, что приводит к усилению конкуренции, и, следовательно, снижению цен;
• ускоряются процессы доступа к конкурсной информации и согласования организационных вопросов;
• при проведении торгов on-line поставщики могут наблюдать текущую минимальную цену предложения и корректировать свои цены в направлении их дальнейшего снижения;
• создается база данных по ценам на товары и услуги, по проведенным закупкам и поставщикам, что позволяет оперативно проводить мониторинг цен, анализ рынка и делать прогнозы на ближайший плановый период;
• повышается уровень прозрачности и доступности информации о результатах закупок.
В настоящее время практика проведения электронных закупок в российском бюджетном секторе быстро расширяется. Проводится работа как в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», так и по инициативе самих хозяйствующих субъектов. Уже существует достаточно примеров успешного внедрения данной технологии на региональном и муниципальном уровнях.
При этом в Интернет-пространство может переноситься как весь закупочный процесс в целом, так и его отдельные части; и их реализация в сети Интернет может осуществляться различными способами. Перечислим несколько способов, различающихся разной степенью сложности и степенью использования сети Интернет:
• создание на Интернет-сайте администрации раздела, посвященного муниципальному заказу, с объявлениями и подробной информацией;
• размещение конкурсной документации в сети Интернет;
• приобретение муниципалитетом в собственность программного обеспечения для автоматизации муниципального заказа, и в частности для проведения конкурсов;
• подключение к региональной торговой площадке;
• проведение торгов на одной из существующих торговых площадок по методу «обратного аукциона»;
• реализация в электронном виде всего процесса закупок и заключение контракта с помощью электронной подписи.
В настоящем примере рассматривается лучшая практика проведения электронных торгов на существующей независимой электронной торговой площадке.
Электронная торговая площадка (ЭТП) – это принадлежащий независимой организации сайт в Интернете, предназначенный для проведения торгов. Использовать электронную торговую площадку можно в двух режимах. Либо в режиме поставщика, обладая возможностью изменять собственные предложения и наблюдая также минимальную цену предложений по каждому из лотов (не зная авторов этих предложений), либо в режиме администратора, который видит предложения всех поставщиков, поступившие в систему, и может наблюдать весь ход проведения торгов.
Администрация муниципального образования заключает договор с администрацией ЭТП о проведении электронных торгов (электронного мониторинга цен). В средствах массовой информации размещаются объявления о конкурсе с использованием электронного мониторинга цен. В объявленный заранее день поставщики регистрируются в системе и выставляют свои предложения на сайте. По результатам торгов администрация торговой площадки готовит аналитическую записку, которая, наряду с подтвержденными в обычной форме предложениями поставщиков, рассматривается на заседании конкурсной комиссии.
2. Муниципальное образование
Город Великий Новгород.
3. Исходная ситуация
До вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» вопросы организации муниципальных закупок в Великом Новгороде регулировались Положением о порядке размещения муниципального заказа на территории Великого Новгорода, утвержденным решением городской думы от 30.04.1999 г. № 612.
Закупки товаров для общественных нужд осуществлялись ежемесячно, и в основном при этом использовался метод запроса ценовых котировок. Таким образом проводились закупки продуктов питания для образовательных учреждений города. По результатам запроса ценовых котировок определялась допустимая цена, по которой заключались контракты с поставщиками.
Основными проблемами в сфере закупок в начале 2000-х годов для Великого Новгорода были: недостаточная эффективность выбора поставщиков для реализации муниципального заказа, недостаточная прозрачность, с одной стороны, и с другой недоверие ряда потенциальных поставщиков к сотрудничеству с администрацией по причине возможных задержек оплаты поставок. Некоторые из этих проблем актуальны и сегодня, но с применением современных методов организации муниципального заказа сделан важный шаг в их решении.
После вступления в силу Федерального закона № 94-ФЗ в Великом Новгороде было принято Решение Думы Великого Новгорода от 27 декабря 2005 года № 232 «Об утверждении положения о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд».
4. Поэтапные мероприятия в рамках реализации стандарта
4.1. Постановление о проведении торгов
Для проведения экспериментальных торгов с применением электронной торговой площадки было принято постановление мэра г. Великий Новгород от 16.01.2003 № 12 «О проведении централизованного закупа продуктов питания для бюджетных учреждений города», состоялось назначение конкурсной комиссии и ответственных лиц.
4.2. Определение типа закупаемых товаров и категории бюджетополучателей, заключение договора с администрацией торговой площадки
Как правило, электронные торги лучше всего проводить по однозначно описываемым, стандартизированным товарам. В Великом Новгороде было решено провести торги по продуктам питания для образовательных учреждений города.
Был заключен договор с администрацией электронной торговой площадки «Амбит-сервис» о проведении торгов, в котором определены дни проведения торгов, обязательства сторон и их ответственность.
4.3. Подготовка к электронным торгам
Объявление о конкурсе было опубликовано в СМИ, затем были рассмотрены заявки участников конкурса, разослана конкурсная документация. Допущенные к участию в конкурсе поставщики зарегистрировались в электронной торговой системе и получили свои индивидуальные коды доступа. Были назначены ответственные лица как со стороны администрации торговой площадки, так и со стороны администрации города, которые наблюдали за проводимыми торгами в режиме администратора.
4.4. Непосредственное проведение торгов
В определенный заранее день начала торгов поставщики начали выставлять в электронной системе свои предложения, наблюдая текущую минимальную цену по выставленным лотам (не зная, кому принадлежит данное предложение). В процессе торгов они могли корректировать свои цены, и окончательным предложением считалось последнее предложение, которое поступило в систему до окончания торговой сессии.
Ответственные лица наблюдали за проводимыми торгами в режиме администратора. В случае поступления от кого-либо из поставщиков предложения, которое выставлялось по нереально низкой цене, они звонили непосредственно поставщику, который должен был подтвердить готовность поставлять продукцию по этой цене. Поставщики, уличенные в выставлении ложных предложений, по правилам могут отстраняться от дальнейшего участия в торгах.
4.5. Оформление результатов электронного мониторинга цен
Свои окончательные предложения поставщики затем подтверждали в письменном виде (распечатывая лист непосредственно с сайта торговой площадки и ставя на нем печать и подпись). Эти подтвержденные предложения были направлены в конвертах на рассмотрение конкурсной комиссии. Предложения, которые выставлялись в электронной системе, но не были подтверждены письменно, по правилам торгов признаются недействительными.
В назначенный день было проведено заседание конкурсной комиссии, вскрыты конверты с предложениями поставщиков и рассмотрена наряду с ними аналитическая записка, которая также в печатном виде направлялась администрацией торговой площадки.
В результате заседания конкурсной комиссии были утверждены результаты электронных торгов, определены поставщики-победители (предложившие наилучшие цены по результатам электронного мониторинга), с которыми затем были заключены контракты на поставку товаров для общественных нужд.
5. Административное и организационное обеспечение внедрения и функционирования стандарта
При реализации данного проекта взаимодействуют три стороны: местная администрация, администрация торговой площадки и поставщики, принимающие участие в конкурсе.
Главой муниципального образования «Великий Новгород» было подписано постановление «О проведении централизованного закупа продуктов питания для бюджетных учреждений города». Также им был подписан договор с администрацией торговой площадки о проведении торгов на сайте данной площадки.
Конкурс проводился Комитетом по экономике и финансам администрации Великого Новгорода. За ходом проводимых на электронной площадке торгов следил специалист данного комитета.
Были назначены ответственные лица за проведение торгов, определен состав конкурсной комиссии, которая была сформирована по тем же принципам, что и без использования Интернет-технологий. В нее входили представители Комитета по экономике и финансам, представители отраслевых департаментов (в данном случае – Департамента образования), юристы и другие ответственные лица.
6. Факторы успешного внедрения стандарта
Факторами успешного внедрения данной практики являются:
• политическая воля руководства местной администрации, ее заинтересованность в экономии бюджетных средств;
• доверие потенциальных поставщиков к сотрудничеству с администрацией;
• адекватный выбор закупаемых товаров;
• территориальная удаленность электронной торговой площадки, которая повышает независимость администрации данной площадки как участника процесса торгов.
7. Проблемы внедрения стандарта и пути их решения
При проведении торгов в Великом Новгороде имела место следующая проблема. Данные торги проходили в два этапа, хотя первоначально был запланирован один. Результаты первых торгов, проведенных 27-28 февраля 2003 года, были оспорены одним из поставщиков на том основании, что по техническим причинам ему не удалось ввести в систему свое последнее предложение о цене поставки за несколько минут до конца торговой сессии. Поэтому 14 марта 2003 года были проведены повторные торги, которые закончились успешно, хотя в итоге экономический эффект оказался несколько меньше.
После того как пилотные торги проведены и их результаты признаны положительными, возникает проблема планирования дальнейшей деятельности. Либо администрация примет решение о регулярном проведении торгов на независимой электронной площадке, либо решит приобрести в собственность аналогичный программный продукт и организовывать электронные закупки самостоятельно. Администрация г. Великий Новгород в итоге выбрала второй путь, и конкурс на создание системы электронных закупок был проведен осенью 2003 г.
8. Затраты на внедрение стандарта (финансовые, временные, трудовые)
Вариант проведения электронных закупок (или электронного мониторинга цен), примененный в Великом Новгороде, не потребовал от администрации города никаких финансовых вложений.
Это связано с тем, что администрация торговой площадки окупает свои трудозатраты, взимая с поставщика-победителя конкурса определенный процент (в данном случае 1%) от суммы сделки.
Практика проведения электронных закупок показывает, что поставщики с пониманием относятся к такой форме работы.
Для проведения торгов с использованием электронной торговой площадки не потребовалось увеличение штата сотрудников. Трудозатраты были минимальны – наблюдение ответственного лица из администрации города за процессом проведения торгов (которые в данном случае проходили 3 дня по 4 часа) плюс подписание типовых постановлений и договоров.
Некоторое время потребовалось потратить на переговоры и обсуждения, так как в Великом Новгороде это был первый опыт подобного рода закупок.
9. Полученные результаты
Финансовый эффект проведенных торгов с использованием электронной торговой площадки в итоге составил 7% снижения (по результатам первого этапа торгов – 9,2%) средневзвешенных цен на закупаемые товары по сравнению с данными запроса котировок предыдущего месяца. Учитывая, что объем закупок составлял примерно 1200 тыс. руб., можно сказать, что экономия бюджетных средств оказалась порядка 84 тыс. руб., что несопоставимо больше понесенных трудозатрат.
10. Принятые нормативно-правовые документы
1. «Положение о порядке размещения муниципального заказа на территории Великого Новгорода» (утверждено решением городской думы от 30.04.1999 г. № 612) .
2. Постановление мэра г. Великий Новгород от 16.01.2003 г. № 12 «О проведении централизованного закупа продуктов питания для бюджетных учреждений города».
11. Контактная информация
Герасимова Любовь Ивановна, начальник отдела по разработке нормативов цен и тарифов Комитета финансов администрации г. Великий Новгород.
Тел.: (8162) 98-35-84,
E-mail: gli@adm.nov.ru