Внедрение системы премирования подразделений муниципальной администрации 

Перспективный уровень
1. Описание практики 
Цель данной практики – внедрить в практику муниципального управления систему материального стимулирования работников органов местного самоуправления (муниципальных служащих, работников бухгалтерий отраслевых подразделений, работников, исполняющих обязанности по техническому обеспечению) в виде премиальных выплат по результатам работы за месяц, квартал, год. 
Премии выплачиваются в целях усиления материальной заинтересованности работников структурных подразделений муниципальной администрации и повышения качества выполнения задач, поставленных перед подразделениями. Премирование производится из фонда заработной платы и оформляется распоряжением главы администрации.
Принципиально важно, что сумма выплат определяется в соответствии с эффективностью работы муниципальных служащих. Эффективность работы определяется на основе системы показателей и критериев оценки, утверждаемых распоряжением главы администрации для каждого структурного подразделения и увязанных с основными направлениями деятельности подразделений. Система показателей и критериев формирует, таким образом, условия премирования. 
При невыполнении условий премирования, установленных для структурного подразделения на основе показателей оценки, премия не начисляется всем работникам подразделения, в том числе, его руководителю. Таким образом, размер премии каждого работника структурного подразделения зависит как от результатов его работы, так и от результатов работы всего подразделения. 
Фонд премии для каждого структурного подразделения корректируется в зависимости от результатов работы подразделения в отчетный период.
2. Муниципальное образование 
Город Рязань
3. Исходная ситуация
Одним из направлений реформирования государственной службы является выработка мер по совершенствованию оплаты труда государственных служащих, внедрение новых методов планирования, финансирования, стимулирования и оценки их деятельности. Аналогичная задача стоит и перед органами местного самоуправления, которые также проявляют заинтересованность в разработке и внедрении новых методов управления. Работа, проводимая по инициативе администрации города Рязани, вызвана необходимостью освоения новых методов организации управления на местном уровне. На сегодняшний день в регионах России подобного опыта нет.
В Российской Федерации сохраняются консервативные подходы к организации государственной и муниципальной службы, которые не в состоянии обеспечить эффективное функционирование и надлежащее качество оказания услуг населению. По сравнению с трудом руководителей и специалистов, занимающихся вопросами организации управления в негосударственном секторе экономики, труд муниципальных (как и государственных) служащих недооценен. Небольшая дифференциация в оплате труда слабо стимулирует эффективность их служебной деятельности. В целях совершенствования организации государственной и муниципальной службы необходимы внедрение современных технологий управления, включающих в себя новые методы планирования и финансирования деятельности органов управления, материального стимулирования муниципальных служащих, а также разработка системы показателей и критериев оценки деятельности структурных подразделений органов местного самоуправления.
4. Поэтапные мероприятия в рамках реализации практики
С июля 2002 г. в течение 9 месяцев в администрации города Рязани проводился эксперимент по внедрению системы премирования. На данном этапе отрабатывались показатели премирования, налаживалась система учета и контроля деятельности структурных подразделений.
Показатели премирования структурных подразделений разработаны в соответствии с основными направлениями деятельности администрации:
выполнение плана социально-экономического развития города;
привлечение дополнительных поступлений в бюджет города;
обеспечение экономии бюджетных средств;
повышение результатов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий;
реализация городских целевых программ;
обеспечение выполнения муниципального заказа;
выполнение плана капитального строительства.

Пример условий и показателей премирования, установленных для одного из подразделений администрации (Управления главного архитектора), приведен в таблице 1.

Таблица 1

Условия и показатели премирования
для подразделения «Управление главного архитектора» администрации города Рязани

Условия премирования, ответственное должностное лицо, подтверждающее выполнение условий премирования Показатели премирования Критерии оценки Распределение премии, % Расчет показателя Ответственное должностное лицо, подтверждающее выполнение показателей премирования
Выполнение плана мероприятий по разработке детальной планировки кварталов, разработке схем застройки и благоустройства (Первый зам. главы администрации по муниципальной собственности и строительству) Пополнение бюджетных средств за счет размещения временных строений, выдачи разрешений на производство инженерно-геодезических изысканий, топографо-геодезических работ Выполнение плана ТЭП, утвержденного для структурного подразделения 40 +1% за каждый % перевы-полнения, но не более 10%

-5% за каждый % не-выполнения Первый зам. главы администрации по муниципальной собственности и строительству
Совершенст-вование организации градостро-ительной инфраструктуры Выполнение мероприятий II раздела плана социально-экономического развития 30 премия начисляется при выполнении данного показателя Начальник управления экономики города
Выполнение плана мероприятий по реализации положений ГК РФ 10 премия начисляется при выполнении данного показателя Первый зам. главы администрации по муниципальной собственности и строительству
Повышение эффективности инвестиционной деятельности Контроль за выполнением планов мероприятий по реализации инвестиционных контрактов (соглашений) 4 премия начисляется при отсутствии замечаний по выполнению мероприятий Начальник управления экономики города
Контроль за прохождением проектной документации Отсутствие нарушения сроков прохождения проектной документации
До внедрения системы электрон¬ного документо-оборота и делопро-изводства:
Отсутствие замечаний на качество оформления проектной документации 6 премия начисляется при выполнении данного показателя Первый зам. главы администрации по муниципальной собственности и строительству
Контроль за прохождением землеустро-ительных дел Отсутствие нарушения сроков прохождения землеустро-ительных дел 
До внедрения системы электрон¬ного документо-оборота и делопро-изводства:
Отсутствие замечаний на качество оформления землеустро-ительных дел 10 премия начисляется при выполнении данного показателя Первый зам. главы администрации по муниципальной собственности и строительству

Таким образом, показатели премирования отражают эффективность работы структурных подразделений, служат критериями количественной и качественной оценки труда муниципальных служащих. С точки зрения организации управления премия является выплатой стимулирующего характера и выплачивается муниципальным служащим по результатам работы в отчетном периоде.
С 2003 г. действует утвержденное администрацией города Положение о премировании работников администрации города Рязани, по которому денежное содержание работников администрации зависит от результатов работы каждого и администрации в целом. Премия стала не просто прибавкой к окладу, а оценкой труда практически всех функциональных и отраслевых управлений. Внедрение новой системы повысило качественный уровень исполнения муниципальными служащими своих должностных обязанностей и привело к значительному росту исполнительской дисциплины. Руководители получили дополнительные административные рычаги воздействия на своих подчиненных для повышения качества работы.
С целью усиления контроля за выполнением задач, возложенных на структурные подразделения в связи с изменением федерального и областного законодательства о местном самоуправлении, в систему показателей премирования вносились изменения.
5. Административное и организационное обеспечение реализации практики
Разработчиком системы премирования является Управление экономики города.
Внедрение системы премирования проводилось управлением экономики города совместно с экономическими службами отраслевых и функциональных подразделений администрации города
В данный момент – на этапе функционирования – управление экономики является координатором процесса планирования, учета и оценки деятельности подразделений, готовит материалы для проведения ежемесячных балансовых комиссий по подведению итогов работы администрации города.
6. Факторы успешной реализации практики
Факторами успешной реализации практики являются:
решение руководства администрации города о проведении эксперимента и внедрении системы премирования;
скоординированность действий всех подразделений администрации города;
создание налаженной системы мониторинга показателей, системы планирования и учета деятельности подразделений.
7. Проблемы реализации практики и пути их решения
Разработчики проекта столкнулись с определенными проблемами при проведении эксперимента – многие подразделения не были готовы работать по предлагаемым показателям. Основной аргумент противников рассматриваемого проекта – труд чиновника невозможно запланировать, формализовать, заключить в определенные рамки. Это было связано с тем, что в таких структурах не была налажена система планирования и учета своей деятельности. Во многих подразделениях отсутствовал четкий контроль за прохождением документов, исполнительская дисциплина находилась на низком уровне.
При внедрении системы премирования возникла необходимость создания жесткой системы планирования, учета и контроля деятельности подразделений администрации. Посредством разработки и утверждения планов работы подразделений с указанием конкретных мероприятий, объектов, денежных затрат, сроков исполнения, а также ожидаемого эффекта от реализации намеченных планов, в администрации города внедряется система ежемесячного мониторинга показателей. Данные планы разработаны на основе плана (прогноза) социально-экономического развития города. Ежемесячный мониторинг позволяет анализировать выполнение плана социально-экономического развития и своевременно корректировать запланированные мероприятия.
8. Затраты на реализацию практики
Проект «Внедрение системы премирования подразделений администрации города» разработан сотрудниками управления экономики города при участии экономических служб подразделений администрации города в рамках выполнения своих функциональных обязанностей. Его реализация не потребовала дополнительных финансовых ресурсов и не привела к увеличению численности муниципальных служащих.
9. Полученные результаты
Результаты внедрения системы премирования таковы:
Контроль за выполнением плана социально-экономического развития. При внедрении системы премирования возникла необходимость создания жесткой системы планирования, учета и контроля деятельности подразделений администрации. Посредством разработки и утверждения планов работы подразделений с указанием конкретных мероприятий, объектов, денежных затрат, сроков исполнения, а также ожидаемого эффекта от реализации намеченных планов, в администрации города внедрена система ежемесячного мониторинга показателей. Данные планы разработаны на основе плана (прогноза) социально-экономического развития города. Ежемесячный мониторинг позволяет анализировать выполнение плана СЭР и своевременно влиять на исполнение запланированных мероприятий;
Привлечение дополнительных поступлений и экономия бюджетных средств. Для отраслевых структурных подразделений утверждены планы технико-экономических показателей по пополнению и экономии бюджетных средств. Экономический эффект от проведения мероприятий в 2003 г. составил 7045,9 тыс. руб. (в том числе поступление дополнительных средств в бюджет города – 16 695,6 тыс. руб., условная экономия – 53 550,3 тыс. руб.), в 2004 г. – 101 800,6 тыс. руб. (в том числе поступление дополнительных средств в бюджет города – 20 302,5 тыс. руб., условная экономия – 81 498,1 тыс. руб.), за 11 месяцев 2005 г. – 66 550,6 тыс. руб. (в том числе поступление дополнительных средств в бюджет города – 12 960,0 тыс. руб., условная экономия – 53 590,6 тыс. руб.);
Повышение результатов финансово-хозяйственной деятельности подведомственными предприятиями, в т.ч. отслеживание за отсутствием перерасхода затрат, утвержденных сметой, улучшение платежной дисциплины, своевременная оплата энергоресурсов, оперативное проведение мероприятий по подготовке к отопительному сезону, повышение ответственности руководителей предприятий за результаты работы возглавляемых ими хозяйствующих субъектов, сокращение количества убыточных предприятий;
Рост исполнительской дисциплины. Внедрение системы премирования повысило качественный уровень исполнения муниципальными служащими своих обязанностей и привело к значительному росту исполнительской дисциплины (в январе 2003 года коэффициент исполнительской дисциплины в целом по администрации составлял 52,5%, в ноябре 2005 - 93%).
В 2003 году инновационная программа «Внедрение системы премирования работников администрации г. Рязани» стала лауреатом Национального конкурса «Инновации в региональном и местном самоуправлении – 2003», проводимом, проводимом Государственным университетом управления при поддержке Совета Федерации.
10. Принятые нормативно-правовые документы
Положение о балансовой комиссии администрации города Рязани по подведению итогов работы муниципальных предприятий (учреждений) (утв. распоряжением главы администрации г. Рязани от 29.10.2002 №1277р);
Распоряжение главы администрации г. Рязани от 31.12.2002 №1667р «Об утверждении условий и показателей премирования структурных подразделений администрации г. Рязани» (в ред. от 26.12.2005 №1563р) – см. Приложение 1;
Положение о премировании работников администрации г. Рязани (утв. распоряжением главы администрации г. Рязани от 31.12.2002 №1664р);
Положение об оплате труда руководителей муниципальных предприятий (учреждений) (Приложение к распоряжению главы администрации города от 31.05.2005г. №595р) – см. Приложение 2;
Положение о денежном содержании муниципальных служащих администрации города Рязани (утв. распоряжением администрации г. Рязани от 23.12.2005 №1538р); – см. Приложение 3;
Показатели премирования руководителей муниципальных предприятий (учреждений).
11. Контактная информация
Город Рязань
390000 ул. Радищева, 28
Факс: (4912) 24 05 14
E-mail: glava@cityadm.ryazan.ru

Кукушкин Александр Николаевич, первый заместитель главы администрации по экономике и финансам;

Воробьева Татьяна Ивановна, начальник управления экономики города 
Тел.: (4912) 25-23-57

Карпова Людмила Владимировна, начальник отдела управления экономики города 
Тел.: (4912) 25-23-30