Совершенствование системы организации управления в муниципальной администрации 

Базовый уровень
1. Муниципальное образование 
Город Рязань
2. Исходная ситуация
В настоящее время на федеральном уровне проводится административная реформа. В результате проводимых изменений должна быть создана гибкая и компактная система управления, отвечающая современным требованиям развития общества и государства. Главная цель реформы – создание эффективного государственного аппарата. 
Административная реформа предполагает проведение аналогичных изменений и в сфере местного самоуправления. На их осуществление и нацелена данная практика. Ставится задача сократить дублирование функций на муниципальном уровне и за счет этого оптимизировать соответствующие структуры и аппараты. Избыточные управленческие функции передаются саморегулирующимся организациям и хозяйствующим субъектам. Упраздняются подразделения администрации, за которыми закреплены полномочия, передача которых не закреплена законодательно, и/или которые не обеспечиваются финансированием. 
Данный комплекс мер в целом должен способствовать развитию экономики муниципального образования и в конечном счете позитивно отразиться на благосостоянии населения. 
Проблеме создания оптимальной и эффективной структуры управления в администрации города Рязани уделялось большое внимание в течение последних лет. До 1997 г. штат исполнительного органа местного самоуправления был чрезвычайно многочисленным, а действовавшая структура – трудноуправляемой. Отсутствовало четкое разграничение полномочий, имела место двойная подчиненность должностных лиц, не был налажен контроль и учет деятельности подразделений, статус ряда структурных подразделений не был определен, порядок поступления и расходования бюджетных средств не был прозрачен.
3. Содержание практики
В администрации города Рязани еще с 1998 г. реализовывались идеи, заложенные в сегодняшней реформе Правительства – разделение функций по уровням управления и организация деятельности отраслевых подразделений по подобию создаваемых федеральных агентств. В частности, за этот период оптимизирована структура управления социальной защиты населения, функции по управлению муниципальными предприятиями и учреждениями, занятыми оказанием услуг населению (проведением мероприятий), выведены в управляющие компании – дирекции, из структуры администрации города выведена служба по техническому обеспечению деятельности подразделений администрации города. 
Кроме того, объекты муниципальной собственности были распределены по сферам и закреплены за отраслевыми подразделениями администрации города с возложением на них контроля и надзора за деятельностью муниципальных предприятий и учреждений. Разработана система оценки деятельности руководителей муниципальных предприятий, увязанных с результатами финансово-хозяйственной деятельности возглавляемых ими хозяйствующих субъектов. 
Ряд подразделений администрации города, занимавшихся выполнением государственных полномочий, не закрепленных за муниципалитетом законодательно и/или не обеспеченных финансово, были упразднены. Сформирован механизм принятия оперативных решений по вопросам организации управления. 
В развитие концепции, проводимой в администрации города с 1997 г., для доведения административной реформы до логического конца предстоит выполнить работу по выведению функций по организации мероприятий (предоставлению услуг) в муниципальные учреждения.
4. Поэтапные мероприятия в рамках реализации практики
С 1997 г. в администрации города произошли значительные структурные изменения:
1) оптимизирована структура управления социальной защиты населения за счет:
выведения функций по оказанию социальных услуг населению в муниципальное учреждение «Рязанский городской центр социальной защиты населения»;
выведения подразделений, занятых начислением жилищных компенсаций, в МУП «КВЦ».
2) функции по управлению муниципальными предприятиями и учреждениями, занятыми оказанием услуг населению (проведением мероприятий), выведены в управляющие компании – дирекции: 
упразднен департамент городских префектур и созданы управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта с правоустанавливающими и правоприменительными функциями и МУ ЖКХ «ДЕЗ» (реорганизовано в дальнейшем в МКП «Управляющая жилищная компания») для оказания услуг по управлению жилищным фондом и МУ «ДБГ» для оказания услуг по благоустройству городской территории;
упразднен отдел инженерного обеспечения, функции по управлению процессом капитального ремонта в социальной сфере переданы вновь созданному МУ «Дирекция заказчика объектов социальной сферы»;
создано МУ «Дирекция эксплуатации муниципальных общежитий» для оказания услуг по обслуживанию общежитий, переданных на баланс муниципалитета;
функции заказчика-застройщика объектов капитального строительства, обеспечения своевременного ввода их в эксплуатацию и эффективного использования выделенных и привлеченных средств переданы вновь созданному МУ «Дирекция заказчика объектов капитального строительства»;
реорганизован комплекс по развитию города с выведением функций по обслуживанию населения в МУП «ИКЦ по землеустройству и градостроительству»;
3) из структуры администрации города выведена служба по техническому обеспечению деятельности подразделений администрации города и создано МУ «Техобеспечение».
Вторым этапом совершенствования структуры управления стало распределение объектов муниципальной собственности по сферам и закрепление за отраслевыми подразделениями администрации города с возложением на них контроля и надзора за деятельностью муниципальных предприятий и учреждений. Разработана система оценки деятельности руководителей муниципальных предприятий, увязанных с результатами финансово-хозяйственной деятельности возглавляемых ими хозяйствующих субъектов. Выполнение аналогичных функций по контролю и надзору за деятельностью государственных унитарных предприятий в новой структуре правительства возложено на федеральные агентства.
Ряд подразделений администрации города были заняты выполнением государственных полномочий, передача которых не была закреплена за муниципалитетом законодательно, а их выполнение не обеспечивалось финансированием.
В 2002-2005 гг. упразднены:
управление ЗАГС в связи с передачей функций по регистрации актов гражданского состояния субъекту Федерации;
регистрационное управление в связи с передачей функций по регистрации юридических и физических лиц в налоговые органы;
секторы по назначению и перерасчету пенсий управления социальной защиты населения в связи с передачей государственных полномочий по начислению и выплате государственных пенсий и пособий из органов местного самоуправления города Рязани в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ;
отдел (инспекция) по технадзору в связи с передачей функций в государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Рязанской области;
отдел реализации политики по борьбе с наркоманией, т.к. функции отдела не отнесены к вопросам местного значения городского округа.
В результате реализации предложений по оптимизации структуры администрации города численность работников администрации с 01.01.1997 г. по 01.02.2006 г. сократилась на 37,7%. 
В администрации города создан отлаженный механизм, посредством которого принимаются оперативные решения по вопросам организации управления. Реализация данного механизма осуществляется отделом экономики социальной сферы и организации управления в составе управления экономики города. На основании решений, принимаемых руководством администрации города, осуществляется следующая деятельность:
проводится анализ действующего законодательства;
готовятся предложения по внесению изменений в организационные структуры и штатные расписания подразделений;
разрабатываются показатели премирования по контролю за выполнением поставленных перед подразделениями задач (см. практику 1.1.8 «Внедрение системы премирования подразделений муниципальной администрации»);
на балансовой комиссии производится ежемесячная оценка исполнения поставленных задач.
Эти вопросы находятся в ведении управления экономики города, а не кадровой службы, т.к. для их решения необходимо проведение экономического анализа, обобщение результатов экономической деятельности администрации города с учетом функциональных обязанностей каждого структурного подразделения.
В целях сохранения интеллектуальной собственности города в администрации города создан отдел кадастра недвижимости, проведена инвентаризация информационных ресурсов, составлен реестр интеллектуальной собственности города.
В настоящее время управление экономики города проводит анализ выполняемых функций в связи с разграничением полномочий между субъектом РФ и муниципальным образованием, а также рассматриваются проблемы по финансовому обеспечению передаваемых государственных полномочий и разграничению собственности.
На основании функциональных обязанностей подразделений разработаны показатели премирования (см. практику 1.1.8 «Внедрение системы премирования подразделений муниципальной администрации»). Они отражают эффективность работы структурных подразделений, служат критериями количественной и качественной оценки деятельности администрации по оказанию муниципальных услуг. Управление экономики является координатором процесса планирования, учета и оценки деятельности подразделений, готовит материалы для проведения ежемесячных балансовых комиссий по подведению итогов работы администрации города. 
5. Проблемы реализации практики и пути их решения
Факторами успешной реализации практики являются:
решение руководства администрации о создании оптимальной системы управления городской инфраструктурой, ориентированной на результат;
скоординированность действий всех подразделений администрации города и подведомственных предприятий (учреждений);
создание эффективной системы мониторинга показателей, системы премирования и оценки деятельности подразделений;
высокая квалификация персонала исполнительного органа местного самоуправления.

6. Затраты на реализацию практики
Анализ функций, разработка нормативных документов, организационных структур и штатных расписаний, подготовка предложений по оптимизации численности администрации города, оценка деятельности структурных подразделений производится в рамках должностных обязанностей муниципальных служащих управления экономики города без дополнительных финансовых ресурсов и увеличения численности.
7. Полученные результаты
Результаты совершенствования системы организации управления в администрации города Рязани таковы:
сокращение численности штата;
создание системы мониторинга деятельности подразделений администрации города по выполнению плана социально-экономического развития, целевых программ, экономии бюджетных средств и т.д.;
выведение из структуры администрации избыточных функций.
8. Принятые нормативно-правовые документы
Структура администрации г. Рязани;
Организационные структуры подразделений администрации г. Рязани;
Положения о подразделениях администрации г. Рязани;
Структура объектов муниципальной собственности (учреждения, предприятия и организации) и организаций, созданных с участием муниципального образования город Рязань (утв. постановлением администрации г. Рязани от 31.12.2004 №5724);
План технико-экономических показателей, выполняемых структурными подразделениями администрации г. Рязани (утверждаются на каждый месяц).
9. Контактная информация
Муниципальное образование – город Рязань
390000 ул. Радищева, 28
Факс: (4912) 24-05-14
E-mail: glava@cityadm.ryazan.ru

Воробьева Татьяна Ивановна, начальник управления экономики города 
Тел.: (4912) 25-23-57

Болдырев Геннадий Валентинович, заместитель начальника управления по организации управления и муниципальной экономике управления экономики города Тел.: (4912) 25-24-49

Карпова Людмила Владимировна, начальник отдела экономики социальной сферы и организации управления управления экономики города 
Тел.: (4912) 25-23-30