Создание Агентства экономического развития
Стратегический уровень
1. Описание практики
Агентство экономического развития (далее – АЭР) представляет собой структуру, которая, не входя в состав местной администрации, специализированно занимается вопросами местного социально-экономического развития. Юридической формой, в наибольшей степени соответствующей целям, задачам и функциям Агентства муниципального экономического развития, является фонд или некоммерческое партнерство (негосударственная некоммерческая организация).
Основными функциями и одновременно этапами работы АЭР являются:
анализ ресурсов и условий муниципального развития;
разработка концепции (или стратегии) экономического развития муниципалитета и организация ее обсуждения с общественностью;
экспертиза проектов, обеспечивающих реализацию основных направлений развития, намеченных в концепции;
сведение проектов и мероприятий в единый план, расчет общих затрат и результатов;
мониторинг и сопровождение выполнения плана.
В настоящее время вопросами экономического развития муниципалитета, как правило, занимается подразделение в структуре администрации. Это может рассматриваться как первый шаг для создания независимого АЭР и как начальная стадия стратегического планирования.
В дальнейшей деятельности, направленной на экономическое развитие муниципалитета, целесообразно использовать потенциал уже работающих в муниципалитете независимых организаций, чья деятельность связана с разработкой экономической стратегии. В ряде случаев это могут быть частные компании, которые постепенно трансформируются в некоммерческие Агентства.
Создание АЭР предполагает следующие этапы:
проведение по инициативе местной администрации или представительного уровня власти собрания всех потенциальных учредителей;
формирование рабочей группы для подбора штата и решения организационных вопросов;
организация рабочей группой проведения конкурса на должность руководителя;
набор штата АЭР претендентом на должность руководителя;
разработка устава АЭР, утверждение устава на общем собрании учредителей и регистрация АЭР.
АЭР создается за счет средств учредителей, которые обеспечивают взносами необходимые финансовые и материально-технические условия работы АЭР. Источником покрытия первоначальных (на один-два года) расходов на АЭР могут быть донорские средства, гранты международных финансовых организаций, которые также могли бы выступать учредителями АЭР. В дальнейшем финансирование работы АЭР возможно за счет фиксированной доли от привлеченных инвестиций, прироста прибыли от реализованных инвестиционных проектов.
Приступая к своей деятельности, АЭР налаживает организационную инфраструктуру, необходимую для реализации стратегии, выступает организатором при заключении связанных с выполнением отдельных программ и проектов договоров между муниципальными структурами и частными фирмами.
В настоящее время российские муниципальные образования только приступают к формированию аналогичных структур. Поэтому в качестве примера успешной реализации данной практики мы избрали не муниципальное образование, а регион – Томскую область. Принципы организации и деятельности региональных Агентств экономического развития аналогичны приведенным выше принципам организации и деятельности муниципальных АЭР.
2. Регион
Томская область
3. Исходная ситуация
В середине 1990-х гг. Томская область, как и большинство российских территорий (как регионов, так и муниципальных образований) встала перед необходимостью коренной модернизации системы управления своим социально-экономическим развитием. Старая система директивного планирования регионального и муниципального развития рухнула, доказав свою несостоятельность; на ее место должны были прийти новые подходы, соответствующие условиям рыночной экономики и независимого местного самоуправления.
В процессе выработки новых подходов к управлению своим развитием многие муниципалитеты и регионы столкнулись с серьёзными проблемами, которые в значительной степени были связаны с отсутствием у органов власти четкого представления о перспективах развития подведомственной им территории в результате принимаемых ими управленческих решений. В последние годы стал доступен широкий круг современных концепций и взглядов на развитие различных областей муниципальной и региональной социально-экономической политики (предпринимательства, социальной сферы, привлечения инвестиций, градостроительства, бюджетного планирования, межбюджетных отношений и др.). Необходимость выбора из их числа наиболее приемлемых для конкретного региона (муниципалитета) вариантов зачастую представляла существенные трудности для лиц, ответственных за региональную (муниципальную) социально-экономическую политику. Сходные проблемы наблюдались и в Томской области.
В сложившейся ситуации выходом явилось создание Агентства развития Томской области (АРТО) как специализированной некоммерческой организации, ответственной за планирование регионального социально-экономического развития. Преимущества данной организационной формы заключаются в независимости Агентства от региональной администрации и наличии в его штате и среди привлекаемых Агентством к сотрудничеству лиц компетентных специалистов, владеющих широким арсеналом методов в сфере управления региональным развитием.
Миссией Агентства развития территории, таким образом, является выполнение роли связующего звена между населением, бизнес-сообществом и властью при разработке и проведении региональной социально-экономической политики.
В своей деятельности АРТО преследует следующие цели:
создание благоприятной среды для деятельности всех хозяйствующих субъектов Томской области, повышение эффективности функционирования хозяйственного механизма и способствование адаптации населения к новым социально-экономическим условиям;
содействие повышению уровня обоснованности стратегических управленческих решений принимаемых органами муниципальной и государственной власти на территории Томской области;
содействие продвижению современных подходов и управленческих технологий при разработке стратегических планов инновационного развития Томской области;
формирование общественно значимой коммуникационной площадки для вовлечения в процесс территориального развития предприятий всех форм собственности, организаций образования и науки, средств массовой информации, а также населения Томской области.
Можно выделить следующие основные направления деятельности Агентства:
диагностика текущего состояния экономики и социальной сферы, выявление потенциальных возможностей и угроз нормальному развитию территории в целом, так и отдельным производственным комплексам, объектам и социальной сфере;
разработка документов стратегического и тактического характера, определяющих направления и условия развития территории (концепций, планов и программ);
предоставление консультационной, организационной и методической помощи при разработке программ и проектов для органов муниципальной, государственной власти и предпринимательского сектора;
проведение независимой экспертизы программ, проектов и мероприятий по социальному и экономическому развитию области, муниципальных образований, хозяйственных комплексов и отдельных объектов, в том числе – организация общественной экспертизы программ и проектов;
управление реализацией программами и проектами в качестве управляющей компании;
организация сбора, обработки и представления заказчику правовой, маркетинговой, патентно-лицензионной информации;
осуществление комплекса организационных мер по привлечению отечественных и иностранных инвесторов;
подготовка информационных, учебно-методических пособий и материалов по новым подходам, инструментам технологиям в области экономического и социального управления;
оказание информационного, организационного содействия международным и зарубежным организациям, работающим в России по программам инновационного развития территорий;
организация семинаров конференций, симпозиумов, круглых столов по вопросам управления и развития территорий и производственно-хозяйственных комплексов;
разработка рекомендаций по совершенствованию предпринимательского климата на территории.
4. Поэтапные мероприятия в рамках реализации практики
Некоммерческая организация Фонд «Агентство развития Томской области» (АРТО) образована в 2002 г. Фондом комплексных прикладных исследований (г. Москва) и Администрацией Томской области.
5. Административное и организационное обеспечение реализации практики
Агентство создано как некоммерческая организация в форме Фонда. Учредители (Фонд комплексных прикладных исследований и Администрация Томской области) сформировали Правление Агентства, которое является высшим и органом управления АРТО. Для определения и корректировки стратегии деятельности Агентства Правлением сформирован Попечительский совет (Совет). В состав Совета входят представители органов региональной власти, муниципалитетов, крупного, среднего и малого бизнеса, научно-образовательного комплекса, некоммерческих организаций (профессиональных, общественных и др.).
Оперативное управление Агентством в рамках определенного стратегического направления, поставленных целей и задач, осуществляет Генеральный директор, назначаемый Правлением.
На начальном этапе деятельности необходимые для организации работы Агентства средства и помещение предоставляются учредителями. В дальнейшем Агентство должно получать средства для своего развития по гражданско-правовым договорам за счет оказания консалтинговых и информационных услуг органам исполнительной, законодательной власти, предприятиям и организациям на платной основе. Агентство также может выступать как управляющая компания по различным социально-экономическим проектам, получая от организаторов проектов соответствующее вознаграждение. Одним из источников средств Агентства могут стать и гранты организаций-доноров (международных и российских), реализующих социально-ориентированные проекты и поддерживающие происходящие демократические процессы и реформы в экономике в России. Предполагается, что доходы от оказания своих услуг Агентство начнет получать уже по истечении первого года работы.
На этапе становления штат Агентства формируют 5-6 человек основного персонала и широкий круг привлекаемых по гражданско-правовым договорам экспертов (частных лиц и организаций-партнеров). Также для работы в Агентстве широко привлекаются аспиранты, молодые преподаватели ВУЗов г. Томска (экономисты, социологи, юристы и др.) которым данная работа поможет определиться со своим научным направлением, собрать материал для диссертационной работы, осуществить внедрение ее результатов.
6. Факторы успешной реализации практики
В принципе, сам факт привлечения властью (в качестве эксперта или соисполнителя) к разработке, контролю и оценке эффективности исполнения региональных программ негосударственной, некоммерческой организации, каковой является Агентство, должен благоприятно сказаться на качестве обоснования данных документов, доверии и поддержке проводимой властью социально-экономической политики.
В основе этого лежит ряд положительных моментов, связанных с деятельностью Агентства развития:
Агентство может привнести извне новые управленческие подходы и технологии в управление регионом, т.к. их поиск и внедрение является основным направлением деятельности.
Возможности Агентства по привлечению и отбору экспертов могут быть гораздо шире чем у региональной администраций, а тем более - чем у администраций муниципалитетов, т.к. агентство будет заниматься этим профессионально на приоритетной основе, создавая соответствующие базы данных и поддерживая регулярные деловые контакты с экспертами (что не всегда делается в администрациях).
Агентство политически независимо и не ангажировано, а поэтому будет способствовать и положительно влиять на отражение в региональных программных документах интересов широких групп населения области.
Формирование положительного имиджа Томской области путем широкого информирования о происходящих в регионе позитивных процессах будет наиболее эффективно, если это будет исходить от Агентства, чем от подразделений властных структур.
7. Проблемы реализации практики и пути их решения
Традиционно одной из главных проблем, возникающих при создании муниципальных и региональных Агентств развития, является недостаток финансовых ресурсов. В рассматриваемом случае данная проблема была решена путём привлечения к сотрудничеству крупного бизнеса (в данном случае ЮКОС).
При отсутствии трудностей с финансированием основной проблемой АРТО является дефицит кадров. В регионе, как и в стране в целом, ощущается недостаток квалифицированных специалистов, владеющих новейшими методами и технологиями управления муниципальным развитием и готовых работать в структуре Агентства. В настоящее время штат АРТО укомплектован главным образом студентами томских ВУЗов. Подобная практика имеет свои преимущества, связанные с возможностью подготовки смены, но в то же время следует признать, что недостаток практического опыта персонала Агентства негативным образом отражается на эффективности предоставляемых им услуг.
8. Затраты на реализацию практики
Нет информации
9. Полученные результаты
В рамках деятельности АРТО были выполнены следующие мероприятия:
Проведен ряд социологических опросов населения Томской области на предмет выяснения уровня его благосостояния и занятости (выборка включала в себя 4000 домохозяйств г. Томска и всех районов Томской области). Целью опросов являлась апробация опросника, предоставленного Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Томской области. В результате работ рекомендации по изменению опросника и программного обеспечения для автоматизации обработки анкет, а также сформированная база данных, переданы Заказчику. Также результаты исследования использованы в процессе подготовки областного закона о бедности.
Проведен анализ состояния рынка страховых услуг Западно-Сибирского федерального округа и Томской области. Данные исследования обобщены в отчете «Состояние рынка страховых услуг Западносибирского федерального округа и Томской области».
Проведен анализ состояния рынка консалтинговых услуг Томской области. Сотрудниками Агентства проведено анкетирование и создана база данных консалтинговых фирм г. Томска. Данные обследования обобщены в отчете «Состояние рынка консалтинговых услуг Томской области».
Проведен ряд семинаров и круглых столов с участием представителей региональных и муниципальных органов власти, бизнеса и некоммерческих организаций по вопросам оптимизации бизнес-планирования и управления предприятиями региона, методики разработки и мониторинга программ социально-экономического развития муниципальных образований
Проделана работа по укреплению и развитию отношений с международными организациями-донорами и зарубежными регионами.
Разработаны программы социально-экономического развития Томского и Молчановского районов Томской области
10. Принятые нормативно-правовые документы
Нет информации
11. Контактная информация
Россия, 634034, г. Томск, пр. Кирова, 14, оф. 52, 59
Тел./факс: (382-2) 56-35-88, 56-40-72
E-mail: arto@arto.ru
Генеральный директор: Хоменко Игорь Васильевич
E-mail: xiv@arto.ru