Проект 
РЕЗОЛЮЦИЯ
по итогам дискуссионной площадки
«Международное межмуниципальное сотрудничество в современных реалиях: возможности и перспективы»
г. Москва                                                                        31 октября 2017 года

     31 октября 2017 года в рамках Общероссийского конгресса муниципальных образований состоялась дискуссионная площадка на тему «Международное межмуниципальное сотрудничество в современных реалиях: возможности и перспективы».
     В дискуссии участвовали руководители и представители ОКМО, депутаты Государственной Думы ФС РФ и члены Совета Федерации, представители МИД России, Россотрудничества, органов государственной власти субъектов РФ, представители органов местного самоуправления и советов муниципальных образований, ассоциаций, союзов – членов Конгресса, представителей международных и иностранных ассоциаций местных властей, эксперты и СМИ.
     Участники площадки обсудили следующие вопросы реализации механизмов международного межмуниципального сотрудничества:
- особая значимость международных межмуниципальных контактов в условиях современной геополитической ситуации;
- международные связи как инструмент развития территории: актуальные формы международного межмуниципального сотрудничества;
- законодательное регулирование приграничного сотрудничества в РФ;
- механизм взаимодействия и сотрудничества муниципалитетов государств-участников СНГ.
    Участники дискуссии отмечают следующее:
1. Межмуниципальное сотрудничество выступает одной из эффективных форм кооперации и укрепления связей между муниципалитетами (субъектами) различных стран. Муниципалитеты и объединения муниципальных образований способны стать самостоятельными субъектами международного сотрудничества и участвовать в расширении муниципального пространства. 
Благодаря развитию постоянного международного диалога между представителями местной власти, как лучше всего осведомленной о проблемах, волнующих местные сообщества, возможно осуществление конструктивного и эффективного взаимодействия между государствами в решении самых острых и наболевших вопросов. Продолжив развитие уже накопленного опыта, мы сможем направить все силы на решение главной, по сути, задачи любой власти: повышение качества жизни своих жителей.
2. В условиях экономических санкций и снижения межгосударственных контактов с западными странами, сотрудничество на уровне регионов и муниципалитетов приобретает особую значимость с точки зрения противодействия попыткам международной изоляции Российской Федерации и блокирования ее внешнеэкономического сотрудничества. Именно межрегиональное и межмуниципальное сотрудничество позволяет сохранять и поддержать добрососедские взаимовыгодные отношения и продолжать развивать международные связи. 
      Установление и поддержание прямых связей между хозяйствующими субъектами, разработка и реализация совместных проектов, создание условий для привлечения инвестиций, развитие инфраструктуры, информационная поддержка, расширение культурных связей, научного и гуманитарного сотрудничества – это те механизмы, которыми регионы и муниципалитеты могут успешно пользоваться для выстраивания взаимовыгодных отношений с иностранными партнерами.
3. Сохраняется общественная значимость поддержания и развития на муниципальном уровне международных контактов городов с городами-побратимами и другими зарубежными партнерами как средства взаимного знакомства и дружбы. В последнее время отмечается тенденция к увеличению роста заключенных соглашений о сотрудничестве между муниципалитетами разных стран. Все они заключаются исходя из стремления к взаимовыгодному сотрудничеству, направленному на повышение уровня жизни населения, развития местного самоуправления и экономической деятельности на своих территориях, для формирования благоприятного имиджа Российской Федерации и повышения узнаваемости своих городов.
4. В сложившейся международной ситуации все участники публичных отношений должны включиться в процесс укрепления положения Российской Федерации на геополитической карте мира, способствовать созданию позитивного имиджа страны за рубежом и прорыву создаваемой информационной и политической изоляции, способствовать популяризации и распространению за рубежом русского языка и культуры народов России, составляющих уникальный вклад в культурное многообразие современного мира, а также оказывать поддержку соотечественникам, проживающих за рубежом, их национальным диаспорам в удовлетворении национально-культурных потребностей. Советы муниципальных образований как представители всего муниципального сообщества своего субъекта Российской Федерации должны выстраивать и укреплять отношения по линии местных сообществ с ассоциациями и союзами муниципалитетов иностранных государств. Заключение соглашений о взаимодействии с межмуниципальными ассоциациями иностранных государств позволяет формализовать уже установившиеся контакты, сделать сотрудничество более системным и эффективным.
5. Одним из приоритетов в международных межмуниципальных связях является развитие сотрудничества со странами СНГ. Оно четко сориентировано на общую внешнеполитическую линию Российской Федерации и Стратегию национальной безопасности Российской Федерации. На государственном уровне между странами СНГ сегодня установлены тесные контакты. В настоящее время назрела объективная необходимость многостороннего сотрудничества стран СНГ на уровне местных властей. Уровень развития систем местного самоуправления в государствах-участниках СНГ сильно различается, исходя из исторических, социально-экономических и культурных особенностей. Вместе с тем, учитывая историческую общность народов, государства-участники СНГ часто сталкиваются со схожими социально-политическими проблемами, экономическими и международными вызовами.
     Участники дискуссионной площадки призывают:
учитывать актуальность и своевременность темы международного межмуниципального сотрудничества;
признать значимость советов и ассоциаций муниципальных образований в решении вопросов местного значения, муниципального строительства и межмуниципального сотрудничества;
выстраивать полноценный и взаимополезный диалог между муниципалитетами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
усиливать межгосударственные муниципальные связи; 
увеличивать значимость ресурса местной власти в реализации программ комплексного социально-экономического развития городов; 
повышать роль местного самоуправления в развитии институтов гражданского общества;
учитывать наличие в других странах положительного опыта по взаимодействию институтов межмуниципального сотрудничества с органами государственной власти и необходимость обобщения, распространения лучших практик такого взаимодействия;
развивать партнерские и побратимские связи как средства взаимного знакомства и дружбы между народами;
систематически изучать, осмысливать национальные законодательства о местном самоуправлении других стран;
создавать условия для динамичного и эффективного развития территорий, инвестиционной привлекательности муниципалитетов;
учитывать особую роль приграничных муниципалитетов, которые в условиях глобализации становятся структурами, способствующими укреплению взаимного доверия, экономического и социального развития сопредельных государств. Значительные потенциальные возможности развития местного самоуправления связаны с выявлением и использованием внутренних ресурсов муниципальных образований, к которым можно отнести их приграничное положение. 
     Участники дискуссионной площадки считают плодотворным состоявшийся обмен мнениями и накопленным опытом практической деятельности. Для улучшения качества международного взаимодействия муниципалитетов, органов государственной власти и институтов гражданского общества, развития инструментов международного межмуниципального сотрудничества, рекомендуется: 
1. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
оказывать содействие в развитии и совершенствовании системы международного межмуниципального взаимодействия, оказывать методическую, организационную и финансовую помощь. 
2. Министерству иностранных дел Российской Федерации, Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество):
принимать участие в разработке программы совместных действий с ОКМО с указанием перечня мероприятий в сфере содействия развитию международного межмуниципального сотрудничества в Российской Федерации;
привлекать ОКМО к участию в мероприятиях, включенных в План мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года;
оказывать содействие ОКМО в установлении контактов с национальными ассоциациями местных и региональных властей других стран;
оказывать содействие ОКМО в налаживании партнерских отношений с международными организациями по вопросам межмуниципального сотрудничества с целью расширения партнерских связей Российской Федерации, содействия консолидации деятельности национальных объединений местных властей разных стран для налаживания межцивилизационного диалога, обеспечения взаимопонимания между народами
3. Министерству экономического развития Российской Федерации, министерству юстиции Российской Федерации, министерству иностранных дел Российской Федерации, федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество): 
оказывать содействие ОКМО в разработке и мониторинге состояния международных контактов муниципальных образований Российской Федерации;
оказывать содействие ОКМО в получении информационно-аналитических, экспертно-методических материалов в сфере международного межмуниципального сотрудничества.
4. Общероссийскому Конгрессу муниципальных образований, советам муниципальных образований субъектов Российской Федерации:
проводить на регулярной основе встречи, круглые столы, семинары, посвященные международному межмуниципальному сотрудничеству с участием представителей местных властей иностранных государств;
развивать работу по повышению информационной открытости и доступности данных, представляющих взаимный интерес с муниципалитетами иностранных государств, в том числе, используя и развивая сайт ОКМО;
организовать работу по систематическому обобщению лучшей международной муниципальной практики для решения наиболее актуальных вопросов муниципального управления и социально-экономического развития в муниципальных образованиях со схожими социально-экономическими и природно-климатическими условиями; 
оказывать консультационную помощь органам местного самоуправления Российской Федерации, обмениваться нормативными, методическими, аналитическими и другими документами, представляющими взаимный интерес для органов местного самоуправления;  
совместно с Россотрудничеством содействовать установлению побратимских связей между российскими и иностранными муниципальными образованиями.

http://www.okmo.news/event.php?14