2.2.3. Применение методологии оценки полной стоимости муниципальных услуг при переводе бюджетного учреждения в форму автономного учреждения 


1. Муниципальное образование
Городской округ ЗАТО Большой Камень (Приморский край)

2. Содержание практики 
Администрация городского округа ЗАТО Большой Камень Приморского края в 2008 году приняла решение о формировании муниципальной нормативной правовой базы по созданию автономных учреждений на базе муниципального имущества городского округа и о переводе муниципального учреждения – культурно-досугового комплекса (КДК) «Южный» в автономное учреждение. Экспертами ИЭГ было подготовлено предложение о переводе муниципального учреждения КДК «Южный» в автономное учреждение, содержащее обоснование целесообразности перевода, сведения о деятельности учреждения за предыдущие три года и о муниципальном имуществе, закрепленном за учреждением на праве оперативного управления. 
Институтом экономики города была разработана методология и программа-калькулятор оценки стоимости государственных и муниципальных услуг . Указанная методология и калькулятор были применены для расчета финансового обеспечения выполнения муниципального задания для автономного учреждения «Культурно-досуговый комплекс «Южный» на предоставление муниципальных услуг по обеспечению творческой деятельности граждан через участие в культурно-досуговых формированиях, обеспечению занятия граждан физкультурой и спортом, по организации и проведению культурно-досуговых и физкультурно-спортивных мероприятий в 2009 г. 

3. Актуальность (новизна) практики 
В ноябре 2006 года был принят Федеральный закон № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и в дальнейшем на федеральном уровне сформирована необходимая нормативная правовая база для перевода бюджетных учреждений в автономные учреждения. Преобразование в автономное учреждение, как предполагается, позволит существенно увеличить эффективность деятельности бюджетного учреждения за счет повышения самостоятельности в управлении и распоряжении финансовыми ресурсами, а также создаст институциональные условия для повышения доходов учреждения от предпринимательской деятельности. 
В свете проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы, направленной на переход от традиционной модели «управления затратами» к управлению по результатам и повышение эффективности деятельности администраторов бюджетных ресурсов, особую актуальность на данном этапе приобретает методология оценки полной стоимости государственных и муниципальных услуг. Начатые в настоящее время как в отдельных регионах и муниципалитетах, так и на федеральном уровне в Российской Федерации процессы реформирования бюджетной сети, перевода бюджетных учреждений в автономные учреждения, перехода на бюджетирование по услугам и внедрения новых механизмов предоставления услуг требуют точной информации о величине и структуре стоимости государственных и муниципальных услуг. Знать полную стоимость государственной (муниципальной) услуги необходимо, чтобы оценить эффективность ее предоставления, выбрать оптимальный способ предоставления услуги, формирования тарифов, обоснования заявок на финансирование. 

4. Исходная ситуация в муниципальном образовании, где внедрялась практика 
Решение о переводе бюджетного учреждения «Культурно-досуговый комплекс «Южный» было принято Администрацией городского округа ЗАТО Большой Камень на основании следующих факторов. 
Финансирование учреждений культуры традиционно осуществляется на основе сочетания бюджетных средств и доходов из внебюджетных источников. Учреждения культуры существенно различаются по своему «коммерческому потенциалу», т.е. возможности оказывать платные услуги помимо бюджетной деятельности: учреждения, действующие в больших городах с высоким уровнем материального достатка населения, могут оказывать значительные объемы услуг на платной основе; учреждения в небольших муниципалитетах и особенно в сельской местности зачастую почти на 100% финансируются за счет бюджета. 
Выполнение учреждениями культуры некоторых функций, закрепленных за ними учредителем или собственником их имущества, вообще не может быть организовано на рыночных принципах, поскольку услуги, оказываемые в рамках осуществления таких функций, по своей экономической природе относятся к т.н. общественным благам – т.е. не зависят от спроса или востребованности населением и предусматривают финансирование по принципу «открытых дверей». 
Наконец, учреждения культуры как одной из основных социальных отраслей обеспечивают предоставление социально-значимых услуг и результаты их деятельности не должны определяться только экономическими критериями, но также критериями социальной востребованности и социального эффекта, выражающимися в развитии культуры и общества, творческого потенциала населения, удовлетворении духовных потребностей граждан и т.д.

Целью деятельности муниципального учреждения «Культурно-досуговый комплекс «Южный», закрепленной в его Уставе, является организация культурного досуга и совершенствование форм культурного обслуживания жителей городского округа ЗАТО Большой Камень, развитие самодеятельного народного творчества, реализация вопросов местного значения городского округа в сфере культуры в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ: 
организация досуга и обеспечение жителей городского округа услугами в сфере культуры;
создание условий развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе;
создание условий для массового отдыха жителей городского округа.

КДК «Южный» характеризуется высоким качеством управления. Учреждением руководит активный и грамотный руководитель, с назначением которого эффективность распоряжения финансовыми ресурсами и показатели деятельности учреждения заметно улучшились. В КДК действуют отлаженные системы учета и процедуры управления финансами. Просроченная кредиторская и дебиторская задолженность за предшествующие три отчетных года у учреждения отсутствует. 
Бюджетное финансирование и внебюджетные доходы КДК «Южный» за последние три отчетных года представлены в таблице 2. Как следует из данных таблицы, внебюджетные доходы учреждения в 2005-2007 гг. составляли всего около 3-4% от объема бюджетного финансирования. 

Таблица 2. Плановые и фактические объемы бюджетного финансирования 
и внебюджетных доходов МУК КДК «Южный» за 2005-2007 гг., тыс.руб.

Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г.
План Факт План Факт План Факт
Бюджетное финансирование 4119,0 4119,0 7342,0 7374,0 6460,0 6425,0
Внебюджетные доходы 340,0 176,65* 240,0 223,69* 215,0 233,9*
* - с учетом НДС и налога на прибыль

Несмотря на невысокую долю доходов от оказания платных услуг, экономический потенциал культурно-досугового комплекса «Южный» является очень значительным, поскольку учреждение обладает широкими возможностями для увеличения доходов от оказания платных услуг.
Творческие коллективы, сотрудничающие с руководителем КДК «Южный», успешно гастролируют по России и зарубежным странам: Южной Корее, КНР. Наличие в г.Большой Камень устойчивого платежеспособного спроса со стороны населения на платные услуги в сфере культуры (творческие кружки, секции, массовые мероприятия, праздники и т.п.) позволит руководителю учреждения существенно расширить перечень предоставляемых платных услуг после перевода КДК «Южный» в автономное учреждение. 
Налаженные контакты с зарубежными культурными и благотворительными организациями у руководителя культурно-досугового комплекса помогут обеспечить приток грантовых и спонсорских средств на осуществление деятельности КДК «Южным» после перевода в автономное учреждение. 
Статус бюджетного учреждения культурно-досугового комплекса в настоящее время не позволяет использовать описанные возможности и преимущества ввиду отсутствия мотивации к расширению перечня услуг, повышению качества и результативности деятельности у руководителя и работников учреждения. 
Социальная значимость услуг культурно-досугового комплекса не является критически высокой. Услуги, оказываемые учреждением, по своему характеру не имеют жесткой привязки к узкой клиентской группе и могут оказываться практически для всех категорий населения ЗАТО Большой Камень. В связи с отсутствием четко определенных гарантий предоставления услуг культуры в законодательстве Российской Федерации и нормативных правовых актах ЗАТО Большой Камень риск возникновения нежелательных последствий перевода КДК «Южный» в автономное учреждение является минимальным.
Культурно-досуговый комплекс «Южный» занимает прочное положение на рынке услуг культуры в городском округе ЗАТО Большой Камень, что обусловлено следующими обстоятельствами:
учреждение обладает ярко выраженной специализацией в сфере оказания услуг культуры на территории ЗАТО Большой Камень, являясь уникальным поставщиком услуг по организации работы кружков, творческих коллективов, а также массовых мероприятий и праздников;
за годы работы учреждение приобрело широкую известность и высокий авторитет среди потребителей его услуг, в том числе платных. 
В целом КДК «Южный» подходит для перевода в автономное учреждение в целях повышения качества и результативности оказания муниципальных услуг в сфере культуры населению городского округа ЗАТО Большой Камень, а также оптимизации расходов местного бюджета предоставление указанных услуг. 

5. Поэтапные мероприятия в рамках реализации практики 
Автономные учреждения в соответствии с Федеральным законом «Об автономных учреждениях» получают бюджетное финансирование по трем основным направлениям:
1. Бюджетное финансирование выполнения задания учредителя на предоставление населению услуг (выполнение работ) необходимого объема и качества в соответствии с заданными параметрами; 
2. Бюджетное финансирование расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества  автономного учреждения и расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество учреждения;
3. Бюджетное финансирование учреждения в рамках программ развития, утвержденных в установленном порядке.
В связи с этим для создаваемых автономных учреждений расчет стоимости выполнения государственного (муниципального) задания имеет особенно важное значение. От согласованной между учредителем и автономным учреждением стоимости выполнения задания зависит размер бюджетного финансирования автономного учреждения – поэтому при расчете стоимости выполнения государственного (муниципального) задания для автономного учреждения должны в полной мере учитываться все составляющие компоненты стоимости выполнения задания. 

Бюджетное финансирование выполнения задания автономным учреждением включает две основные составляющие: 
финансирование услуг (работ), предоставляемых населению (выполняемых) автономным учреждением в рамках выполнения задания учредителя;
финансирование содержания недвижимого и особо ценного движимого имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения. 

Объем расходов на финансирование предоставления услуг определяется исходя из затрат, необходимых для предоставления услуг, которые включают:
фонд оплаты труда работников учреждения с учетом отчислений по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (в части работы в рамках выполнения задания учредителя);
приобретение товарно-материальных ценностей (расходных материалов), необходимых для оказания услуг в соответствии с заданием учредителя;
оплата выполнения работ, необходимых для оказания услуг в соответствии с заданием учредителя.

Объем расходов на финансирование содержания недвижимого и особо ценного движимого имущества определяется исходя из затрат на оплату:
коммунальных услуг;
текущего содержания и ремонта недвижимого имущества;
текущего содержания и ремонта особо ценного движимого имущества;
налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Расчет размера субсидии для создаваемого муниципального автономного учреждения «Культурно-досуговый комплекс «Южный» проводился с использованием калькулятора стоимости государственных и муниципальных услуг на основе методологии оценки стоимости бюджетной услуги, разработанной Институтом экономики города. Указанная методология приведена в приложении 1 к данному отчету. 
В соответствии с методологией оценки стоимости государственной (муниципальной) услуги, все расходы муниципального учреждения подразделяются на прямые расходы на услуги и административные расходы, включающие расходы на содержание административного персонала и административные расходы. 
После разбиения всех расходов автономного учреждения, связанных с выполнением задания учредителя, на вышеперечисленные виды расходов, они группируются для определения объема расходов финансирования услуг и расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества автономного учреждения. 
Объем расходов на финансирование услуг автономного учреждения, оказываемых в рамках выполнения муниципального задания, рассчитывается в разрезе услуг по следующей формуле: 

Расходы на финансирование услуг = Прямые расходы на предоставление услуги + Расходы на содержание прямого административного персонала + Расходы на содержание косвенного административного персонала

Объем расходов на финансирование содержания недвижимого и особо ценного движимого имущества определяется путем суммирования величин рассчитанных административных расходов по услугам, предоставляемым автономным учреждением в рамках выполнения муниципального задания. 
Для расчета стоимости выполнения муниципального задания для автономного учреждения – культурно-досугового комплекса «Южный» были проанализированы расходы учреждения по различным статьям за последние три отчетных года и оценка исполнения сметы по учреждению на 2008 год. 
На основе экспертных оценок директора культурно-досугового центра были определены временные затраты всех сотрудников на предоставление муниципальных услуг в соответствии со сформированным перечнем (реестром) услуг учреждения. Расходы КДК «Южный» за предыдущие периоды были разделены на прямые расходы на предоставление услуг, расходы на содержание прямого и административного персонала и административные расходы. Были определены основные компоненты затрат учреждения на муниципальные услуги, организацию их предоставления и управление учреждением. 
Сложившийся за последние годы уровень расходов по основным компонентам затрат был проиндексирован с использованием соответствующих коэффициентов. На основе полученных данных проводилась оценка стоимости муниципальных услуг, предоставляемых культурно-досуговым комплексом. 
На основе рассчитанной стоимости услуг был определен объем расходов на выполнение муниципального задания для создаваемого автономного учреждения «Культурно-досуговый комплекс «Южный». 

6. Проблемы реализации практики и пути их решения 
Информация отсутствует.

7. Затраты на реализацию практики 
Информация отсутствует.

8. Полученные результаты 
В результате применения методологии оценки полной стоимости муниципальных услуг при организации перевода муниципального бюджетного учреждения «Культурно-досугового комплекса «Южный» в автономное учреждение была рассчитана стоимость выполнения муниципального задания для создаваемого автономного учреждения на предоставление муниципальных услуг по обеспечению творческой деятельности граждан через участие в культурно-досуговых формированиях, обеспечению занятия граждан физкультурой и спортом, по организации и проведению культурно-досуговых и физкультурно-спортивных мероприятий в 2009 г. 
Для расчета объема расходов на предоставление услуг (выполнение работ) в рамках муниципального задания применялся калькулятор оценки стоимости государственных и муниципальных услуг, разработанный Институтом экономики города. 
Применение методологии и калькулятора стоимости государственных и муниципальных услуг позволило автоматизировать и формализовать процедуру расчета объемов финансового обеспечения выполнения муниципального задания для создаваемого автономного учреждения «Культурно-досуговый комплекс «Южный». 
Перевод в автономное учреждение, обеспечивающий более высокую степень финансово-хозяйственной самостоятельности учреждения, применение новых форм и методов организации предоставления услуг, возможность быстрого реагирования на изменение спроса потребителей и ориентированность учреждения на конечный результат при выполнении задания учредителя, будет способствовать: 
повышению качества предоставляемых населению г.Большой Камень муниципальных услуг в сфере культуры;
расширению перечня услуг, оказываемых учреждением населению;
повышению оперативности управления учреждением;
повышению уровня заработной платы работников учреждения.

9. Принятые нормативно-правовые документы 
Эксперты ИЭГ разработали проекты ряда муниципальных нормативных правовых актов для г.Большой Камень, регламентирующих вопросы перевода бюджетных учреждений в автономные учреждения. Перечень и основное содержание этих актов приведено в таблице 1. 

Таблица 1. Перечень нормативных правовых актов по вопросам создания муниципальных автономных учреждений путем изменения типа существующих бюджетных учреждений

Наименование 
нормативного правового акта Основные регламентируемые положения
1. О перечне муниципальных учреждений, тип которых не подлежит изменению Определяет перечень муниципальных учреждений, тип которых не подлежит изменению, например, учреждения, оказывающие услуги социально незащищенным слоям населения, неспособные привлекать внебюджетные средства и т.д.
2. О порядке рассмотрения предложений о создании автономных учреждений путем изменения типа существующих муниципальных учреждений Содержит следующие основные положения:
какой орган принимает решение о переводе (администрация муниципального образования);
какой орган готовит предложение о создании автономного учреждения (подразделение администрации, в ведении которого находится учреждение); 
перечень информации, которая должна содержаться в предложении о создании автономного учреждения;
срок рассмотрения и принятия решения о переводе
3. О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономных учреждений, создаваемых на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности Устанавливает:
минимальную стоимость особо ценного движимого имущества (50 тыс.руб.);
отнесение к особо ценному имуществу имущества, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено;
запрет на отнесение к особо ценному движимому имуществу имущества, которое не предназначено для осуществления основной деятельности автономного учреждения, а также имущество, приобретенное автономным учреждением за счет доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 
4. О порядке осуществления функций и полномочий учредителя автономного учреждения исполнительным органом местного самоуправления Определяет перечень вопросов, по которым учредитель взаимодействует с автономным учреждением. По отдельным вопросам учредителем выступает муниципальная администрация, однако большая часть конкретных вопросов закрепляется указанным нормативным правовым актом за структурными подразделениями администрации – отраслевыми отделами, комитетом по управлению имуществом и др. 
5. Об условиях и порядке формирования задания учредителя для автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания Устанавливает содержание и форму муниципального задания; порядок, сроки и способы расчета объема финансового обеспечения выполнения задания для автономного учреждения. 

6. О форме и порядке предоставления отчетности о деятельности автономного учреждения и об использовании им закрепленного за ним муниципального имущества Отчет о деятельности автономного учреждения публикуется в СМИ и содержит следующие основные сведения:
о количестве и стоимости оказанных услуг: бесплатных, частично или полностью платных для потребителей за отчетный период; 
о численности и составе работников автономного учреждения за отчетный период;
о фонде оплаты труда работников автономного учреждения за отчетный период;
о видах деятельности, осуществленных за отчетный период, и о наличии соответствующих разрешительных документов на ведение указанной деятельности; 
о составе и деятельности наблюдательного совета, включая сведения о принятых заключениях, рекомендациях и решениях;
сведения об использовании имущества, закрепленного учредителем за автономным учреждением или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на его приобретение в установленном порядке;
сведения об использовании недвижимого имущества, приобретенного автономным учреждением за счет собственных средств; 
сведения об использовании иного имущества автономного учреждения
7. О порядке создания бюджетного учреждения путем  изменения типа существующего автономного учреждения Устанавливает порядок «обратного» перевода автономного учреждения (созданного путем изменения типа бюджетного учреждения) в бюджетное учреждение. 


10. Контактная информация 
Начальник управления финансов Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень Ирина Николаевна Косяк.
Почтовый адрес: 692 806, г.Большой Камень, ул. Карла Маркса, 4.
Тел. / факс: (42 335) 51 783
E-mail: kin@mail.bk.pk.ru

 
Приложения 

Методология оценки стоимости государственных и муниципальных услуг, разработанная Институтом экономики города

Оценка стоимости государственной (муниципальной) услуги представляет собой метод калькуляции стоимости услуги, при котором обособленно учитываются все фактические расходы, необходимые для ее производства и предоставления, в соответствии с их экономической природой.  
Полную стоимость бюджетной услуги можно представить в разрезе следующих видов расходов, необходимых для ее предоставления: 
Полная стоимость услуги = Прямые расходы на услугу + Прямые административные расходы + Косвенные административные расходы.
Прямые расходы на услугу (неадминистративные) – это сумма средств, непосредственно предоставленных населению в виде бюджетной услуги (начисленные социальные пособия, обучение и воспитание детей в детском саду и т.д.).
Прямые расходы могут включать:
оплату труда сотрудников, который, собственно, и является непосредственно бюджетной услугой, предоставляемой населению (например, работа руководителей кружков и секций в учреждении культуры);
оплату труда сотрудников, который можно рассматривать как составную часть стоимости предоставляемой услуги (например, при расчете стоимости услуги по организации массового культурно-досугового мероприятия – например, концерта, - учитывается зарплата не только участников выступлений, но и работников, которые готовили сценарий, костюмы и т.п.);
размер предоставляемой помощи, в том числе размер денежных выплат и денежный эквивалент натуральной помощи; 
иные накладные расходы или стоимость расходных материалов, которые могут быть использованы лишь один раз в момент предоставления услуги и являются ее составной частью, например стоимость аренды зала при проведении культурно-досугового мероприятия.
Административные расходы – средства на осуществление административного руководства и координации, а также на организацию процесса предоставления бюджетной услуги. Если прямые расходы на услугу составляют стоимость самой услуги, то административные расходы есть стоимость обеспечения тех условий, без которых предоставление данной бюджетной услуги было бы невозможно. 
Административные расходы делятся на прямые и косвенные.
Прямые административные расходы – сумма средств, израсходованных на организацию процесса предоставления конкретной бюджетной услуги. Отличительной чертой данного вида расходов является то, что их можно прямо и непосредственно отнести к организации предоставления конкретной бюджетной услуги. 
Прямые административные расходы включают:
расходы на оплату труда прямого административного персонала (сотрудники, ведущие прием заявлений от граждан, учет числа потребителей услуги, определяющие размер и виды выплат и т.д.);
любые административные расходы, стопроцентно относящиеся к конкретной бюджетной услуге, или часть общих расходов, приходящаяся на конкретную услугу (если возможно эту часть из общих расходов выделить). 
Косвенные административные расходы представляют собой средства на организацию процесса предоставления бюджетных услуг, которые нельзя непосредственно увязать с предоставлением конкретной бюджетной услуги.
Косвенные административные расходы могут включать:
расходы на оплату труда косвенного административного персонала, то есть не задействованного напрямую в работе по предоставлению бюджетных услуг, но без которого невозможно функционирование учреждения (руководящий и технический персонал отраслевых ведомств, структурных подразделений администрации и т.д.);
накладные расходы – на аренду и оплату услуг ЖКХ, содержание здания администрации, отраслевого ведомства или учреждения, оказывающего несколько бюджетных услуг, на оплату услуг связи, приобретение канцелярских принадлежностей и т.д.;
расходы, связанные с содержанием и обслуживанием прочих основных фондов, используемых для предоставления множества бюджетных услуг или для нужд учреждения в целом (например, транспорт, компьютеры, музыкальное и осветительное оборудование);
расходы на приобретение и содержание товарно-материальных ценностей, используемых для предоставления не одной, а нескольких бюджетных услуг.
При определении полной стоимости бюджетной услуги важно не только разграничить виды расходов, но и определить различные категории персонала в зависимости от участия в предоставлении данной услуги. Эти категории можно систематизировать в зависимости от должностных обязанностей работников при предоставлении бюджетных услуг.
Прямой персонал – сотрудники, чей труд является непосредственно той бюджетной услугой, которая предоставляется населению, либо чей труд можно рассматривать как составную часть стоимости предоставляемой бюджетной услуги.
Прямой административный персонал – сотрудники, чья работа связана с организацией процесса предоставления конкретной бюджетной услуги (например, прием заявлений от населения, сбор и обработка заявлений, учет числа потребителей услуги и т.д.). 
Косвенный административный персонал – сотрудники, которые не участвуют напрямую в предоставлении бюджетных услуг, а осуществляют общую административную деятельность, то есть выполняют функции управления или технические функции, необходимые для организации предоставления бюджетных услуг в целом, а не конкретной бюджетной услуги. К косвенному административному персоналу относятся руководящие работники учреждений, отраслевых ведомств и структурных подразделений администрации, бухгалтеры, специалисты по кадрам, системные администраторы, делопроизводители, уборщицы и т.д. 
Структуру полной стоимости бюджетной услуги можно упрощенно представить в виде схемы (рис. 1.) 
 
































Рис. 1. Структура стоимости бюджетной услуги

Для того чтобы определить полную стоимость бюджетной услуги, необходимо к прямым расходам на предоставление данной услуги прибавить ту часть административных расходов, которая к ней относится. 
Прямые расходы на услугу известны и обычно не вызывают вопросов – нужно только внимательно следить за тем, чтобы все было учтено. Также важно правильно выделить прямой персонал в рамках данной бюджетной услуги – то есть тех сотрудников, чья зарплата является частью прямых расходов на услугу (если такие есть). 
С административными расходами дело обстоит несколько сложнее, так как обычно они возникают в связи с предоставлением сразу нескольких бюджетных услуг. Чтобы определить величину административных расходов на конкретную услугу, необходимо в той или иной форме произвести их распределение по услугам. 
Существует несколько методов распределения административных расходов по услугам. В калькуляторе по оценке стоимости государственных и муниципальных услуг, разработанном Институтом экономики города, применяется распределение пропорционально расходам на оплату труда сотрудников, занятых предоставлением услуг. 

Определение доли заработной платы сотрудника как одной из составляющих расходов на конкретную бюджетную услугу
Долю заработной платы сотрудника можно отнести к расходам на конкретную бюджетную услугу на основе процента рабочего времени, которое он затрачивает на работу по ней. Также можно выделить, какой процент рабочего времени сотрудников идет на общую административную деятельность. Сведения о временных затратах сотрудников не входят в стандартный перечень отчетности органов, предоставляющих бюджетные услуги. Пока финансирование служб не связано напрямую с расходами по каждому виду их деятельности, практика получения и учета таких сведений не имеет широкого распространения, поскольку у администраторов ресурсов отсутствует потребность в подобной информации. При широком распространении в общественном секторе Российской Федерации технологии заказа услуг мониторинг трудозатрат станет повседневной практикой. 
Если мониторинг проводится, например, в течение нескольких месяцев, он позволяет получить общее представление о трудозатратах по функциям или видам деятельности органа публичной власти и использовать эту информацию для составления планов-графиков выполнения различных видов работ с учетом реальных затрат времени, а не условных (придуманных) показателей. Данная информация необходима и при разработке государственных и муниципальных заданий на предоставление бюджетных услуг. 
Наиболее точные сведения о затратах рабочего времени сотрудников на предоставление услуг можно получить при помощи хронометража трудозатрат в течение года. 

Распределение прямых административных расходов (кроме расходов на оплату труда)
Так как прямыми административными расходами, как было указано выше, считаются те, которые могут быть отнесены на конкретную бюджетную услугу, то их мы просто прибавляем к остальным административным расходам на эту услугу. 

Распределение косвенных административных расходов (кроме расходов на оплату труда) между сотрудниками
Сначала необходимо определить общую сумму всех косвенных расходов учреждения, не связанных с содержанием персонала. Допустим, учреждение несет расходы на аренду и содержание здания, амортизацию оборудования, оплату услуг связи, приобретение канцелярских принадлежностей и т.д. Сложив эти затраты, мы получаем общую сумму накладных расходов данного учреждения. К накладным расходам прибавляем все другие расходы, связанные с предоставлением сразу нескольких бюджетных услуг, например стоимость автобуса, используемого для нужд учреждения, стоимость автомобиля для директора и т.д. Если в учреждении был ремонт, закупалось оборудование, мебель, то следует учесть также часть этих расходов (например, разделив их на число лет до следующего ремонта или закупки – предположим, пять лет – и учесть 20% в текущем году). Полученную сумму необходимо разделить между всеми без исключения сотрудниками учреждения пропорционально уровню оплаты их труда. 
Таким образом, для распределения косвенных административных расходов между сотрудниками применяется следующая формула:
Кi = K × ЗПi / ФОТ, 
где Ki – косвенные административные расходы, приходящиеся на i-го сотрудника; ЗПi – заработная плата i-го сотрудника; ФОТ – общий фонд оплаты труда.

В отличие от «уравнительного» способа распределения, если за основу брать просто ставочную занятость, применение данного «дифференцированного» способа позволяет чутко реагировать на статус сотрудника, занимаемую должность, ставочную или полуставочную занятость и т.д. 
В результате таких расчетов к заработной плате всех сотрудников добавляется определенная «надбавка» в виде приходящейся на каждого из них доли косвенных административных расходов.

Распределение расходов на оплату труда косвенного административного персонала и косвенных административных расходов между бюджетными услугами 
Косвенные административные расходы на бюджетные услуги распределяются в зависимости от временных затрат сотрудников, связанных с участием в предоставлении конкретных услуг. Необходимо учитывать, что для сотрудников, чья заработная плата включена в стоимость бюджетной услуги, только рассчитанная нами «надбавка» будет рассматриваться как административные расходы и распределяться по методике. Осталось распределить между услугами расходы на содержание косвенного административного персонала, включая ту часть косвенных административных расходов, которая на них приходится. Данные расходы также разносятся по бюджетным услугам в зависимости от временных затрат сотрудников, входящих в прямой и прямой административный персонал.

Для оценки полной стоимости государственной или муниципальной услуги (одной или нескольких) необходимо иметь следующую информацию:
1) данные об учреждении:
названия учреждений, предоставляющих бюджетные услуги, стоимость которых будет рассчитываться;
величина накладных расходов в разбивке по видам затрат (например, расходы на аренду, коммунальное обслуживание и техническое содержание здания, приобретение канцелярских принадлежностей, обслуживание компьютерной техники, оплату услуг связи и т.д.);
величина прочих расходов учреждения в разбивке по видам затрат; 
2) данные о бюджетной услуге:
наименования бюджетных услуг, стоимость которых будет рассчитываться; 
прямые административные расходы на каждую услугу;
прямые расходы на услугу (например, суммы выплаченных пособий, стоимость бесплатных обедов и т.п.);
3) данные о персонале учреждения:
штатное расписание (данные о фактической численности работников);
размер выплаченной заработной платы, включая все надбавки и обязательные отчисления в социальные фонды;
сведения о том, в предоставлении каких услуг участвует каждый из сотрудников учреждения;
должностные обязанности (для определения того, к какой категории персонала относится тот или иной сотрудник: непосредственно участвует в предоставлении услуг – прямой персонал, обеспечивает предоставление услуг – прямой административный персонал, или осуществляет общее администрирование – косвенный административный персонал);
количество рабочего времени, которое каждый сотрудник затрачивает на работу по той или иной бюджетной услуге или на общую административную деятельность (по результатам хронометража).
Итогом проведенных в соответствии с описанным подходом расчетов являются значения ряда показателей, которые можно использовать для оценки эффективности предоставления бюджетных услуг (реализации бюджетных программ), а также для сравнения нескольких учреждений между собой. Среди них: 
полная стоимость государственной (муниципальной) услуги;
величина административных расходов;
доля административных расходов в общей стоимости услуги;
административные расходы на один рубль прямых расходов;
административные расходы на одного получателя бюджетной услуги;
полная стоимость предоставления услуги одному получателю.