2.1.2.2. Нормативное финансирование бюджетных услуг в социальной сфере

Перспективный уровень 
1. Описание стандарта
В настоящее время в Российской Федерации все большую актуальность принимает вопрос повышения эффективности бюджетных расходов в социальной сфере. Для повышения эффективности внедряются новые формы финансирования бюджетных услуг, позволяющие установить прямую зависимость между количеством и качеством услуг и расходами на их предоставление. Нормативное финансирование является одной из таких форм. При нормативном финансировании расходы на оказание конкретных услуг потребителям рассчитываются по единым нормативам, устанавливаемым органами власти в административном порядке. Нормативный подход к финансированию создает у бюджетных учреждений заинтересованность в увеличении объемов предоставления услуг и к снижению затрат. Однако норматив финансирования должен быть достаточным для предоставления услуг установленного содержания и качества. Единые обязательные требования к содержанию и качеству услуг могут быть установлены путем принятия государственного или муниципального стандарта. Муниципальный стандарт качества бюджетных услуг может быть установлен для тех услуг, предоставление которых относятся к полномочиям города. 
В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования и дошкольного образования на территории городского округа относится к вопросам местного значения городского округа. Однако финансовое обеспечение образовательного процесса отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (Федеральный закон № 95-ФЗ, статья 26.3, пункт 13). Финансовое обеспечение образовательного процесса включает расходы на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходы на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов). Бюджетам муниципальных образований на эти цели предоставляются субвенции из бюджетов субъектов федерации. Субъект РФ может установить подушевые нормативы для расчета субвенции для финансирования образовательного процесса. Норматив финансирования при этом должен рассчитываться не как средняя величина расходов по региону, а как величина, обеспечивающая предоставление образовательной услуги в соответствии с требованиями нормативных правовых актов федерального и регионального значения и с учетом объективных особенностей муниципальных образований, влияющих на стоимость конституционно-гарантированных образовательных услуг. Такой подход создает условия для выравнивания качества образовательных услуг в регионе и повышает прозрачность процессов распределения финансовых ресурсов в сфере образования. 

2. Муниципальное образование 
Город Барнаул, Алтайский край.
3. Исходная ситуация
До начала работы с Фондом «Институт экономики города» расчет подушевых нормативов для определения величины субвенции на финансирование образовательного процесса администрацией города не проводился. 

4. Поэтапные мероприятия в рамках реализации стандарта
В рамках реализации данного проекта была использована методика расчета норматива финансирования затрат на образование, разработанная экспертами Фонда «Институт экономики города». По данной методике рассчитывается базовый норматив финансирования образовательной услуги на одного учащегося в школе. При его расчете используются следующие показатели: 
стоимость одного часа педагогической нагрузки;
нормативное соотношение педагогических ставок и ставок административного и вспомогательного персонала;
нормативное соотношение надтарифного фонда и фонда надбавок и доплат; 
объем расходов на обеспечение учебного процесса (учебные и хозяйственные расходы).
Для учета факторов удорожания вводятся коэффициенты удорожания. Коэффициенты удорожания рассчитываются на основании фактически сложившихся данных по муниципальному образованию.
В методике предложен смешанный, нормативно-сметный способ финансирования учреждений образования и детских дошкольных учреждений, т.е. часть расходов предложено рассчитывать на нормативной основе, а часть на сметной. 
В норматив входят следующие расходы:
оплата труда;
начисления на оплату труда;
расходы на питание;
расходы на медикаменты;
мягкий инвентарь;
приобретение книг, игрушек, пособий и материалов для занятий с детьми;
расходы на приобретение материалов для хозяйственных целей.
Следующие расходы предлагается финансировать на сметной основе:
компенсация педагогическим работникам на приобретение книгоиздательской продукции;
расходы по эксплуатации и содержанию основных фондов;
услуги связи;
услуги по содержанию имущества;
техническое обслуживание;
приобретение инвентаря и оборудования;
текущий ремонт зданий;
расходы на горюче-смазочные материалы;
капитальный ремонт;
другие единовременные расходы.
Значения части показателей, необходимых для расчета норматива, определены нормативно правовыми актами федерального и регионального уровня: число часов по базисному учебному плану, педагогическая нагрузка, нормативная наполняемость классов, ЕТС с учетом регионального компонента и другие нормативы. 
Для показателей, для которых федеральные и региональные нормативные правовые акты не устанавливают нормативные значения, в расчетах применялись средние фактические значения по муниципальному образованию. Так, например, наполняемость заочных классов обучения вечерних школ, соотношение педагогических ставок и ставок административно-управленческого персонала были установлены на уровне средних значений по городу. 
Нормы учебных и канцелярских расходов в общеобразовательных школах также не регламентируются нормативными правовыми актами, поэтому в расчетах были использованы нормы, рекомендованные Комитетом по образованию города Барнаул. 
Экспертами ИЭГ были отдельно рассчитаны нормативы финансирования на одного учащегося по трем видам бюджетных услуг в области образования. Это услуги по общему образованию, предоставляемые общеобразовательными школами, услуги по дошкольному образованию, предоставляемые детскими дошкольными учреждениями и услуги по образованию, предоставляемые вечерними (сменными) общеобразовательными школами. 

5. Административное и организационное обеспечение внедрения и функционирования стандарта
В работе по расчету нормативов финансирования затрат на образование наряду с экспертами Фонда «Институт экономики города» приняли участие структурные подразделения администрации города Барнаул (в основном, комитет по образованию). 

6. Факторы успешного внедрения стандарта 
Успешному внедрению стандарта способствовал детально проработанный план проведения исследования и применение методики расчета норматива финансирования расходов на образование, разработанной экспертами Фонда «Институт экономики города». Положительного эффекта удалось добиться благодаря согласованным действиям всех участников проекта и тесному взаимодействию экспертов Института и сотрудников администрации г.Барнаул. 

7. Проблемы внедрения стандарта и пути их решения
В процессе внедрения стандарта возникали незначительные трудности, которые были решены в рабочем порядке. 

8. Затраты на внедрение стандарта 
Проект по расчету нормативов финансирования расходов на образование г.Барнаула был реализован экспертами Фонда «Институт экономики города» при финансовой поддержке Агентства по международному развитию США (USAID) и не потребовал от администрации города привлечения дополнительных штатных единиц и финансовых затрат. 

9. Полученные результаты 
В результате реализации проекта были рассчитаны нормативы финансирования расходов на 1 учащегося образовательных учреждений г.Барнаула на 2006 год для городских и сельских школ дифференцированно по видам классов:
обычные классы;
гимназические;
с углубленным изучением иностранного языка;
коррекционные;
компенсирующего развития;
надомное обучение;
вечерние классы (обычные);
классы заочного обучения;
вечерние классы компенсирующего развития.
Были также рассчитаны нормативы финансирования расходов на 1 воспитанника дошкольных образовательных учреждений г.Барнаула раздельно по возрастным категориям дошкольников и группам с различной продолжительностью пребывания:
с дневным пребыванием;
с круглосуточным пребыванием.
Кроме того, расчет нормативов финансирования расходов на 1 дошкольника производился дифференцировано по обычным группам и группам с отклонениями в развитии:
для детей с нарушениями речи;
для детей с нарушениями слуха;
для детей с нарушениями зрения;
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
для умственно-отсталых детей;
для детей с глубокой умственной отсталостью;
для детей со сложным дефектом;
для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Были также рассчитаны нормативы финансирования расходов на 1 воспитанника санаторного детского дошкольного учреждения на 2006 год для разных возрастных групп отдельно для городской и сельской местности.
Рассчитанные нормативы были утверждены постановлением администрации города Барнаул от 27 апреля 2005 года № 1157 «О минимальных социальных стандартах и нормативах финансовых затрат на оказание муниципальных услуг» и использовались в процессе подготовки проекта бюджета г.Барнаул на 2006 год для расчета объемов финансирования расходов образовательных учреждений города. Согласно указанному постановлению, социальные стандарты в г.Барнаул пересматриваются не реже одного раза в три года и могут меняться с учетом имеющихся финансовых возможностей. 

10. Принятые нормативно-правовые документы 
Результатом внедрения стандарта явилось принятие постановления администрации города Барнаул от 27 апреля 2005 года № 1157 «О минимальных социальных стандартах и нормативах финансовых затрат на оказание муниципальных услуг».

11. Контактная информация
Комитет по образованию администрации г. Барнаула
Алтайский край, г.Барнаул, ул. Союза Республик, 36А
Тел. (8-3852) 66-75-53

Председатель комитета – Артемов Александр Владимирович