6.2.1. Заключение органами местного самоуправления договоров подряда на строительство муниципального жилья со строительными организациями, отобранными на конкурсной основе

Перспективный уровень
Описание стандарта и реализации
В международной практике оказания помощи в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан (с невысоким уровнем доходов, многодетных семей) существуют различные подходы к финансированию строительства социального жилья (то есть жилья, предназначенного для предоставления семьям на правах найма).
Одним из способов, реализуемых в ряде стран (в частности, в Польше), является финансирование строительства социального жилья за счет бюджетных средств. Использование средств местных бюджетов, как правило, сочетается с привлечением средств частных инвесторов и кредитов банков.
Практика участия местных бюджетов в финансировании строительства социального жилья предполагает следующие этапы.
Планирование бюджетных расходов в части финансового обеспечения строительства социального жилья. Объем требуемых средств определяется, с одной стороны, потребностью в новом строительстве социального жилья, а с другой   проведенным технико-экономическим обоснованием предлагаемых строительных проектов.
Поведение тендера среди строительных организаций на право строительства социального жилья.
Заключение контракта на строительство социального жилья между отобранной в ходе тендера строительной организацией и органами местного самоуправления. В контракте содержатся сроки начала и окончания строительства, стоимость жилого дома, обязательства со стороны строительной организации по привлечению средств для софинансирования строительного проекта, соотношение социальной и коммерческой частей объекта, качественные характеристики строящегося дома. К контракту прилагается технико-экономическое обоснование строительного проекта.
Организация финансирования строительства социального жилья на основе заключенного контракта и в соответствии с предусмотренными этапами строительного цикла.
Осуществление контроля за сроками и качеством застройки.
Интересен опыт Алма-Аты (Республика Казахстан) в организации финансирования строительства жилья для граждан, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий. Участие органов местного самоуправления (акимата) в строительстве фонда муниципального жилья осуществляется следующим образом:
акимат организует конкурс среди строительных организаций на право строительство муниципальных домов (главный критерий: соотношение «цена – качество»);
отобранная в процессе конкурса строительная организация заключает договор с акиматом, в соответствии с которым город отводит строительные площадки и обязуется выкупить определенное количество квартир в построенном жилом доме; эти квартиры предназначены для семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий;
строительная организация финансирует строительство жилого дома за счет собственных средств и кредитов банка;
акимат выкупает готовое жилье для предоставления его гражданам-очередникам на правах социального найма.

В России также начинает развиваться практика бюджетного финансирования строительства социального жилья с использованием тендера при отборе строительных организаций. Однако ее широкое применение ограничено монополизмом, характерным для большинства муниципальных строительных рынков. Поэтому принятые во многих регионах и муниципалитетах постановления о проведении конкурсов при финансировании строительства жилья за счет бюджетных средств носят формальный характер и на практике не реализуются. А бюджетные средства, предназначенные для жилищного строительства, направляются застройщикам или жилищным строительным фондам, тесно взаимодействующим с органами местного самоуправления.