Проведение выставки организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами

1. Муниципальное образование
Город Череповец (Вологодская область)
2. Содержание практики
По данным Федеральной антимонопольной службы РФ в России насчитывается 505 380 многоквартирных домов. Способ управления управляющей организацией выбрали собственники 350 766 многоквартирных домах (69,4% от общего количества многоквартирных домов), на которые приходится 71,0% от общего объема жилищного фонда. На 31 декабря 2008 г. управление многоквартирными домами осуществляли 2826 частных, 434 муниципальных и 106 смешанных (с долей участия в уставном капитале муниципального образования более 25%) управляющих организаций. За 2008 год количество частных организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, увеличилось на 31,7%. В управлении частных управляющих организаций на начала 2009 г. находилось более 45% от общей площади всего многоквартирного жилищного фонда России. В общем объеме жилищного фонда, обслуживаемого управляющими организациями, на долю частных управляющих организаций приходилось более 64%. В России много муниципальных образований, в которых управление многоквартирными домами осуществляется исключительно частными управляющими организациями, в том числе: Ангарск, Белгород, Биробиджан, Благовещенск, Великий Новгород, Иркутск, Казань, Кострома, Липецк, Майкоп, Мурманск, Набережные Челны, Нефтекамск, Улан-Удэ, Уфа, Череповец. 
На рынке управления многоквартирными домами появляется все больше частных управляющих организаций, предлагающих свои услуги. Как вновь созданным управляющим организациям найти своих потенциальных заказчиков, представить свой профессиональный уровень, доказать свои преимущества перед другими управляющими организациями? Как собственникам жилья найти альтернативу действующей управляющей организации? Оригинальное решение придумали в городе Череповце: провести выставку управляющих организаций. Организаторами выставки выступили мэрия Череповца и некоммерческое партнерство «Агентство Городского Развития». 
Выставка состоялась 4-5 декабря 2009 г. и называлась «ЖКХ-2009: технологии, инновации, новое качество». Центральное место выставки занимали стенды управляющих организаций, работающих в городах Череповец и Вологда. Каждая управляющая организация имела свой стенд. На стенде размещалась информация об основных достижениях управляющей организации, об опыте работы, о применяемых технологиях. Управляющие организации демонстрировали отзывы о своей работе, отвечали на вопросы посетителей, раздавали рекламную продукцию, угощали посетителей чаем, кофе. В качестве посетителей на выставку были приглашены члены правлений товариществ собственников жилья, представители жилищных кооперативов, а также жители города. До проведения выставки организаторами выставки была проведена большая разъяснительная работа для жителей города. Через средства массовой информации до граждан доводили информацию о цели выставки, о том, какую конкретно информацию граждане могут получить на выставке. Результатом стало участие в выставке не только профессионалов (председателей товариществ собственников жилья, жилищных и иных кооперативов), но и рядовых граждан – собственников квартир. 
Кроме управляющих компаний в выставке приняли участие производители инструмента, оборудования, техники, рабочей одежды, необходимых для качественного обслуживания многоквартирных домов. Были представлены современные системы учета энергоресурсов и воды, позволяющие дистанционно отключать или ограничивать количество ресурсов, подаваемых в квартиру. Для управляющих организаций это еще один инструмент борьбы с неплательщиками. На выставке были представлены новые программные продукты для предприятий сферы ЖКХ, в том числе, системы ведения бухгалтерского учета, защита персональных данных, – все эти продукты позволяют вывести жилищное хозяйство города на новый уровень развития
Выставка сопровождалась обширной деловой программой: 4 декабря прошла конференция на тему «Развитие ЖКХ на новом этапе реформы: взаимодействие бизнеса и власти», с участием представителей Фонда «Институт экономики города», УФАС Вологодской области, Государственной жилищной инспекции области, руководителей мэрии города Череповца. Был проведен круглый стол на тему «Инновационные разработки в сфере ЖКХ». Компании – участники выставки представили новейшие разработки, способные сделать работу управляющих организаций более эффективной. 
3. Новизна практики
Несмотря на то, что в России работает около трех тысяч частных управляющих компаний, рынок управления многоквартирными домами в стране не развит. Информация о деятельности управляющих организаций отсутствует или ограничена. Как правило, деятельность управляющих организаций направлена на граждан, проживающих в домах, которые находятся в управлении организации или по управлению которыми организация собирается предложить свои услуги. Для более широкого круга потребителей информация остается недоступной. Информацию об управляющих организациях можно получить в администрации муниципального образования, но она, как правило, весьма субъективна. Собственники жилья не имеют объективной информации об управляющих организациях, работающих на территории города, тем более работающих в соседних муниципальных образованиях, не имеют возможности побеседовать с представителями управляющих организаций, почувствовать себя реальными заказчиками услуг по содержанию и обслуживанию многоквартирного дома. Проведение выставки управляющих организаций – это первый в России опыт представления управляющих организаций потенциальным заказчикам – собственникам жилья, опыт повышения открытости управляющих организаций, опыт конкурентной борьбы управляющих организаций за заказчика услуг по управлению многоквартирными домами. 
4. Исходная ситуация
В городе Череповце работают 44 управляющие организации. Отметим, что в сравнении с другими городами России – не только сопоставимыми с Череповцом по численности населения, но даже и более крупными – это достаточно большое число. К примеру, в Мурманске на начало 2009 г. работало всего 9 управляющих организаций, в Костроме – 12, в Набережных Челнах и Казани – по 13, в Братске – 14, в Липецке – 18, в Иркутске и Уфе – по 21.
Среди управляющих организаций Череповца есть частные организации, созданные из работавших еще в советский период ЖЭКов, есть вновь созданные частные организации, имеющие уже значительный опыт работы в управлении многоквартирными домами, есть недавно созданные частные управляющие организации, которые только начинают входить на рынок. При этом есть управляющая организация, обслуживающая более 360 многоквартирных домов, и есть организация, обслуживающая только один дом. Таким образом, на рынке управления многоквартирными домами в Череповце представлены управляющие организации, отличающиеся как по организационно-правовой форме, так и по опыту работы, доле занимаемого рынка. 
Доступная в интернете информация об управляющих организациях, работающих в городе, весьма ограничена. На сайте города есть только перечень управляющих организаций и адреса домов, которыми они управляют. Некоторые управляющие организации имеют свой интернет-сайт, на котором можно получить информацию о режиме работы предприятия, о форме договоров, предлагаемых к заключению, иную информацию о работе организации. Однако далеко не все управляющие организации имеют сайты. Поэтому собственники жилья не обладают необходимой и достаточной информацией для оценки, сравнения и выбора наиболее им подходящей управляющей организации. Получается, что при большом количестве управляющих организаций собственники жилья не имеют возможности реализовать преимущества конкуренции в управлении многоквартирными домами. Проведение выставки позволило собственникам познакомиться с деятельностью управляющих организаций, работающих не только в Череповце, но и в Вологде, побеседовать с руководителями предприятий, задать вопросы и получить на них ответы. 
5. Поэтапные мероприятия в рамках реализации практики
Работа по проведению выставки была разбита на следующие этапы: этап принятия решения о проведении выставки, организационный этап, этап проведение выставки. На предварительном этапе были проведены переговоры с управляющими организациями на предмет выявления заинтересованности управляющих организаций в проведении выставки, а также готовности участвовать в финансировании ее подготовки и проведении. Были определены дата и место проведения выставки, составлена смета расходов, определены источники финансирования подготовки и проведения выставки, создан оргкомитет выставки, определена ориентировочная стоимость участия в ней. 
После принятия решения о проведении выставки оргкомитет выставки приступил к реализации организационного этапа. Была разработана программа проведения выставки, определены темы конференции и круглого стола. Разработан план работы по доведению информации о выставке до управляющих организаций, а также до потенциальных заказчиков работ по управлению многоквартирными домами (товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, собственников жилья). Был составлен список организаций, участие в выставке которых было желательным, сделало бы выставку более интересной. С этими организациями велась отдельная индивидуальная работа, направленная на получение согласия на участие в выставке. Информация о выставке распространялась в интернете, в средствах массовой информации, были подготовлены афиши, буклеты листовки. Специалисты администрации города и организаторы выставки вели разъяснительную работу с населением, объясняя через газеты, радио, при личных встречах цель выставки, интерес собственников жилья посетить выставку. Были определены темы выступлений на конференции, докладчики, место и время проведения конференции, а также ведущий и участники круглого стола, место и время его проведения. Проведена работа по приглашению докладчиков на конференцию, ведущего и участников круглого стола. Организаторы выставки составили план размещения организации в выставочном зале.
Этап проведения выставки заключался в обеспечении работоспособности выставки в течение двух дней ее действия. 
6. Проблемы реализации практики и пути их решения 
При подготовке выставки наиболее сложной проблемой было убедить управляющие организации в важности и целесообразности проведения такой выставки. Управляющие организации никогда не участвовали в подобных выставках и не понимали, что они будут рекламировать на такой выставке, какие выгоды сулит участие в выставке. Необходимо было помочь управляющим организациям осознать, для чего нужна выставка, что они получат от участия в ней. Администрацией города проводились круглые столы, встречи с руководителями и учредителями управляющих организаций, что позволило убедить управляющие организации в целесообразности участия в выставке.
Второй не менее важной задачей было убедить заказчиков услуг управления многоквартирными домами прийти на выставку. Работа велась по двум основным направлениям: встречи и беседы с председателями товариществ собственников жилья, жилищными кооперативами и доведение информации о предстоящей выставке до собственников жилья. Для доведения информации до собственников жилья использовались выступления в средствах массовой информации, включая радио, телевидение, газеты, интернет.
7. Затраты на реализацию практики 
Затраты на проведение выставки были компенсированы за счет финансовой помощи спонсоров выставки, а также за счет платежей участников выставки. На организацию и проведение выставки понадобилось более 4 месяцев. В подготовке и организации выставки принимали участие сотрудники НП «Агентство городского развития», сотрудники администрации города Череповца, а также отдельные управляющие организации, работающие на территории города. 
8. Полученные результаты 
Члены правлений товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов имели возможность сравнить работу различных управляющих организаций, оценить стоимость работ у различных управляющих организаций по содержанию, обслуживанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В процессе выставки были достигнуты договоренности о заключении договоров между товариществами собственников жилья и управляющими организациями. Собственники жилья имели возможность ознакомиться с работой управляющих организаций в различных районах города, сравнить работу своей управляющей организации с работой других управляющих организаций, представленных на выставке. 
По результатам выставки было принято решение о ежегодном ее проведении. Вторая выставка состоялась 10-11 декабря 2010 года, в ней приняли участие более 60 компаний Череповца, Вологды и Санкт-Петербурга. Среди участников были как управляющие компании, так и компании, предоставляющие услуги в сфере ЖКХ (в том числе информационно-консультационные и финансовые). 
9. Принятые нормативно-правовые документы
Информация отсутствует
10. Контактная информация
Начальник отдела аналитической работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства Тасенко Татьяна Николаевна 
телефон/факс: (8202) 57-78-65 
e-mail: analitik.djkh@cherepovetscity.ru