Создание инвестиционного паспорта муниципального образования

Базовый уровень
1. Описание практики
Повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования – одно из важнейших направлений социально-экономического развития территорий. Органы местного самоуправления располагают реальными возможностями существенно влиять на инвестиционный климат территории. Важное направление инвестиционной политики муниципалитета – маркетинг территории, то есть улучшение ее «инвестиционного имиджа» в глазах потенциальных инвесторов. Первый шаг маркетинга территории – создание информационного поля, необходимого инвесторам для принятия решений. Как показывает практика, наиболее эффективный инструмент в данном случае – инвестиционный паспорт муниципального образования – комплексный информационный бюллетень, рассчитанный на конкретную аудиторию – потенциальных инвесторов.
Наиболее востребованными со стороны инвесторов структурными разделами инвестиционного паспорта являются:
1. Общие сведения о муниципальном образовании;
2. Параметры социально-экономического развития муниципалитета: уровень жизни, экономика, местный бюджет, рынок труда, качество городской среды; 
3. Перспективы развития муниципалитета. Прогнозные характеристики. Концепция развития муниципалитета; 
4. Инвестиционная инфраструктура: транспорт, телекоммуникации, финансовый сектор, рынок недвижимости, производственная, инженерная, научно-образовательная, социальная, гостиничная инфраструктура;
5. Нормативно-правовые акты, регламентирующие инвестиционный процесс;
6. Процедуры организации бизнеса;
7. Предложения по инвестиционным проектам;
8. Контактная информация.
Разрабатывая инвестиционный паспорт, муниципалитет заявляет о себе как о партнере для участия в инвестиционной деятельности. Одновременно оказывается информационная поддержка местным предприятиям, имеющим инвестиционные проекты.
Составление инвестиционного паспорта муниципального образования должно строиться на регулярной основе с целью обновления представляемой информации. Для выполнения данной задачи необходимо:
организовать периодический сбор достоверной статистической информации о состоянии экономики муниципального образования;
определить инвестиционную политику на среднесрочную перспективу;
определить потенциально возможные области и объекты для инвестирования;
провести SWOT-анализ выбранных областей и субъектов;
оценить возможные затраты и ожидаемые результаты, а также способы участия администрации.
2. Муниципальное образование
Борский район (Нижегородская область)
3. Исходная ситуация
Борский район расположен в центральной части Нижегородской области и относится к нижегородскому Заволжью. По территории это один из самых больших районов области – 356 тыс. га. В середине 1990-х гг., на момент начала реализации практики, Борский район был разделен на 24 административные единицы: 1 городская администрация, 6 поселковых и 17 сельских. Численность населения района составляет 130,5 тыс. человек. Административный центр района – город Бор с населением 64 тыс. человек. 
Трудности экономического развития Борского района в 1990-х гг. были характерны для большинства российских малых городов и сельских территорий. Они связаны как с объективными (низкая диверсификация структуры производства и, как следствие, проблема занятости вследствие падения объемов производства), так и с субъективными факторами, в частности, колоссальным кадровым дефицитом в сфере управления в формирующихся рыночных условиях. В малых городах этот дефицит существенно больше, чем в столичных городах и областных центрах. Это часто приводит к тому, что все надежды на улучшение ситуации связываются не с наращиванием местных инициатив, а с помощью центра и усилением властной вертикали.
Отличительными особенностями Борского района с точки зрения инвестиционной привлекательности являлись:
выгодное экономико-географическое положение, прежде всего близость к Нижнему Новгороду (19 км);
развитая система транспортных коммуникаций:
o наличие железнодорожной ветки федерального значения, соединяющей Европейскую часть страны с Сибирью, Уралом и Дальним Востоком;
o три автомобильные магистрали областного значения: Нижний Новгород – Киров, Линда – Городец, Кантаурово – Городец;
o речной порт;
o аэропорт, находящийся в 45 км от районного центра;
богатые лесные ресурсы;
развитое животноводческое производство;
наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов и реальная возможность повышения их квалификации через систему высшего и специального образования;
наличие и доступность современных средств связи;
активная роль областных и местных властей в становлении и развитии малого и среднего бизнеса;
сравнительно благоприятный инвестиционный рейтинг Нижегородской области, наличие иностранных инвесторов на нескольких действующих предприятиях Бора и Борского района;
наличие свободных производственных площадок для размещения новых производств.
К основным проблемам, характерным не только для Борского района, но и для Нижегородской области и России в целом, относились слабая законодательная защита инвестиций, плохо поставленная работа по привлечению и удержанию инвесторов, отсутствие четкого определения собственности и собственников.
Непосредственной предпосылкой для начала работ по привлечению инвестиций в Борский район явилась неэффективно используемая собственность имевшихся на то время в районе промышленных предприятий. Другой предпосылкой стал спад промышленного производства в 1992 – 1996 гг. вследствие финансово-экономического кризиса. В таких условиях инвестиции стали восприниматься в качестве критического фактора не просто развития территории, но сохранения инфраструктуры жизнедеятельности района.
Органы местного самоуправления в Борском районе вовремя осознали серьезность данных угроз и стали прибегать к элементам инвестиционной политики в управлении районом. Основными постулатами, из которых исходила администрация при начале работ по привлечению инвестиций, были следующие:
необходимо проводить активную работу со стороны администрации по привлечению и удержанию инвесторов (по словам работников администрации: «Инвесторы не стучат в дверь и даже не стоят за нею. С ними надо целенаправленно работать для того, чтобы они пришли»);
так как инвестор хочет точно знать, где границы его возможностей и ограничений, необходима разработка четких правил игры на местном рынке инвестиций (в частности, необходимо нормативно-правовое обеспечение инвестиционного процесса, четкое обозначение границ собственности, ее владельца, обременений и ограничений на использование);
благоприятный инвестиционный климат может быть создан самой администрацией через:
o информирование инвесторов о потенциальных объектах для инвестирования (разработка инвестиционного паспорта);
o оказание всесторонней муниципальной поддержки всем инвестиционным проектам (не только крупным или зарубежным) и создание (совместно с областной администрацией) режима наибольшего благоприятствования приоритетным проектам.
4. Поэтапные мероприятия в рамках реализации практики
4.1. Разработка нормативно-правовой базы для создания информационной базы данных по муниципальной недвижимости
Основной задачей, которая решалась на данном этапе, было составление принадлежащей муниципалитету базы данных по объектам недвижимости, которые могли бы быть объектами для инвестиций.
В рамках данного мероприятия в 1996 – 1997 гг. были подготовлены постановления и распоряжения, необходимые для проведения границ земельных участков и кадастровой оценки муниципальных земель и недвижимости.
4.2. Разработка мероприятий по муниципальной поддержке действующих предприятий района, осуществляющих инвестиционные программы
Данный этап реализовывался в 1997 г. и был нацелен на формирование муниципальной политики с целью оказания всевозможной муниципальной поддержки существующим и потенциальным инвесторам.
Среди главных нормативных правовых актов, принятых на данном этапе, можно выделить следующие:

№№ п/п Название постановления Номер постановления Дата принятия
1 О предоставлении предприятиям и организациям налоговой амнистии в части уплаты пени по местным налогам за 1996 год 14 6.03.97 г.
2 О поддержке товаропроизводителей, наращивающих объемы производства 20 17.04.97 г.
3 О мерах по стабилизации деятельности предприятий бытового обслуживания населения Борского района 41 29.05.97 г.
4 О предоставлении льгот предприятиям общественного питания 75 16.10.97 г.
5 О поддержке предприятий района по производству стекла, осуществляющих инвестиционные программы 93 24.12.97 г.

4.3. Сдача инвестиционных участков в аренду и создание территориально-промышленных зон
По окончании составления кадастрового плана района в руках местной администрации оказался мощный инструмент, который позволил ей перейти к составлению самого инвестиционного паспорта. Помимо общего описания социально-экономического положения Борского района (ресурсы, экономика и т.п.), в проект паспорта было добавлено описание конкретных земельных участков и объектов муниципальной недвижимости с четким описанием границ, обременений и ограничений и т.п.
Первые пробные шаги в использовании данного инструмента были предприняты в 1997 г. и включали в себя:
создание территориально-производственных зон на территории Борского района (поселки Керженец, Ситники, Рустай);
выделение земельного участка на праве аренды ЗАО «Борский стекольный завод».
4.4. Разработка совместно с Институтом экономики города комплексной программы социально-экономического развития Борского района
В 1999-2000 гг. эксперты фонда «Институт экономики города» совместно с администрацией принимали участие в разработке комплексной программы социально-экономического развития Борского района. Одним из основных блоков программы, разработанных в рамках муниципального экономического развития, являлся комплекс мероприятий по привлечению инвестиций. В данном блоке были приведены рекомендации по организационному механизму и информационному обеспечению привлечения инвестиций. Разработанная программа была принята земским собранием Борского района в качестве среднесрочной, а предложенные мероприятия начали осуществляться.
Все это позволило поставить работу по привлечению инвестиций (в том числе, через инвестиционный паспорт) на методически обоснованную платформу и способствовало дальнейшему совершенствованию инвестиционной политики муниципалитета.
4.5. Совершенствование полного пакета документов, регламентирующих инвестиционную деятельность, обязательства и порядок взаимодействия администрации и инвесторов
В 1999-2001 гг. в Борском районе основным направлением деятельности администрации стало совершенствование нормативно-правового обеспечения инвестиционной деятельности, разработка механизмов поддержки инвестиционной деятельности и привлечения инвестиций.
Основными нормативными актами, принятыми в рамках данной деятельности, стали:


№№ п/п Название постановления Номер постановления Дата принятия
1 Об утверждении распоряжения главы местного самоуправления Борского района от 17.10.2000 г. № 2061а «О проведении конкурса на право участия в реализации инвестиционного проекта» 110 3.11.2000 г.
2 Об утверждении результатов конкурса на право реализации инвестиционного проекта 131 24.12.2000 г.
3 О поддержке субъектов инвестиционной деятельности, реализующих приоритетные инвестиционные проекты на территории Борского района 39 7.06.2001 г.

Одним из существенных элементов, регламентирующих порядок взаимодействия и ответственность сторон, является инвестиционное соглашение, подписываемое администрацией и инвестором.
В данном инвестиционном соглашении администрация, среди прочего, обязуется:
произвести подведение инженерной инфраструктуры;
передать земельный участок в аренду (до 49 лет) с правом его дальнейшего выкупа в рамках действующего законодательства.
Основными обязательствами инвестора являются создание предприятия в указанные сроки и уплата налогов.
Другим важным элементом взаимодействия администрации и инвестора является карточка земельного участка, в которой указываются все существенные характеристики предлагаемого к инвестированию участка.
Все эти элементы: карточки земельных участков, план-схемы расположения участка (составленные согласно кадастру), нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности в Борском районе   в соединении с описанием социально-экономического положения района и составили основу инвестиционного паспорта Борского района, позволяющего потенциальному инвестору оценить как Борский район в целом, так и точные характеристики участков для инвестирования в частности, а также порядок взаимодействия с местной и региональной властью.
Окончательная версия первого инвестиционного паспорта Борского района была подготовлена в 1998 г. 
5. Административное и организационное обеспечение реализации практики
Разработка и реализация инвестиционной политики района (в рамках которой разработан инвестиционный паспорт) находятся в рамках полномочий районных органов местного самоуправления. В составе районной администрации административные и организационные функции по внедрению и функционированию инвестиционного паспорта возложены на отдел экономики и прогнозирования.
6. Факторы успешной реализации практики
6.1. Соответствие содержания паспорта поставленным задачам
Инвестиционный паспорт, как элемент инвестиционной политики города, выполняет четко определенную задачу продвижения города на внешний (по отношению к муниципалитету) уровень – к потенциальным внешним инвесторам. Именно поэтому перед разработчиками ставится сложная задача максимально эффективно проинформировать внешнюю бизнес-среду о возможностях муниципального образования в области инвестиций.
При составлении инвестиционного паспорта работники муниципалитета, разрабатывавшие данный документ для Борского района, придерживались следующих способствующих успеху рекомендаций.
Инвестиционный паспорт должен быть ориентирован на конкретную аудиторию – потенциальных инвесторов. Его цель – не просто освещать ситуацию в городе, а содействовать привлечению инвестиций. 
При изложении следует соблюдать баланс фактов и комментариев. Уход в любую из крайностей приведет либо к недостаточной информативности, либо к избыточной описательности, «размытости» документа. 
Информация должна излагаться ясным, доступным языком. В частности, следует, по возможности, избегать узкоспециальной или сугубо научной лексики; а в тех случаях, когда подобные термины необходимы, их значение целесообразно пояснять. 
Важной составной частью инвестиционного паспорта муниципалитета является детальное описание собственности (земельных участков, строений, оборудования), предлагаемых потенциальным инвесторам для освоения. Именно детальное описание предлагаемых к инвестированию объектов собственности отличает инвестиционный паспорт от инвестиционного и бизнес-профиля города.
6.2. Нацеленность городской администрации на постоянную работу с инвесторами (существующими и потенциальными)
Важными элементами работы администрации с инвесторами являются:
максимально возможное участие администрации в сопровождении инвестиционного проекта (например, администрация берет на себя функции по проведению всех необходимых согласований и получение разрешений на проект);
практика организации информационных встреч администрации с потенциальными инвесторами;
содействие администрации в проведении между потенциальными и уже действующими бизнесменами (в том числе зарубежными) неформальных встреч, на которых происходит прямой обмен опытом и впечатлениями об организации взаимодействия администрации и инвесторов.
6.3. Скоординированность действий администрации по разработке и внедрению инвестиционного паспорта. Своевременность его внедрения
Важным элементом разработки и внедрения инвестиционного паспорта является эффективная организация работы в данном направлении. Главным органом, отвечающим за стратегическое планирование и координирующим всю деятельность по разработке и внедрению инвестиционного паспорта и его частей, являлся Отдел экономики и прогнозирования администрации района.
В условиях, растущей конкуренции муниципалитеттов за привлечение инвестиций, не менее важно и время внедрения паспорта. Администрация Борского района в этом отношении проводила целенаправленную и скоординированную работу, инвестиционный паспорт разрабатывался и появился в комплексе с другими мероприятиями, способствующими формированию благоприятного инвестиционного климата.
Немаловажно и то, что реализация практики совпала по времени с ростом российской промышленности и повышенным вниманием иностранных инвесторов к российскому рынку.
6.4. Положительная инвестиционная история района
Еще одним важным фактором, способствовавшим внедрению и распространению данной практики, является, по мнению администрации, опыт успешного сотрудничества администрации и инвесторов – своего рода положительная инвестиционная история района, которая не была «испорчена» даже дефолтом 1998 г. и его последствиями. В то время как многим администрациям приходилось решать возникшие острые социально-экономические проблемы, администрация Борского района выполняла свои обязательства в полном объеме.
6.5. Взаимодействие местной и региональной администрации по привлечению инвестиций и инвестиционной поддержке приоритетных проектов
Важным фактором, способствовавшим успешной реализации практики, является также активное взаимодействие местной и региональной администрации в области инвестиций. Так, постановлением Земского собрания Борского района № 39 от 07.07.01 г. «О поддержке субъектов инвестиционной деятельности, реализующих приоритетные инвестиционные проекты на территории Борского района» (значительно дополнено постановлением № 89 от 30.12.02 г. «О муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории Борского района») было закреплено инвестиционное соглашение, согласно которому администрация района обязуется содействовать получению проектом статуса приоритетного на территории области с соответствующими льготами на областном уровне.
7. Проблемы реализации практики и пути их решения
Инвестиционный паспорт   хотя и эффективный, но достаточно новый для российских муниципалитетов инструмент инвестиционной политики. С новизной данного инструмента связаны основные проблемы его внедрения.
Прежде всего, необходимо отметить, что до сих пор среди руководителей муниципалитетов преобладает мнение, что нет необходимости в целенаправленной информационной работе с инвесторами. Если же понимание важности данной работы существует, то в большинстве случаев нет соответствующего опыта ее организации.
Следствиями этой первичной, на наш взгляд, проблемы, с которыми сталкивается администрация при разработке инвестиционного паспорта, являются:
слабая информированность муниципальных властей о назначении и преимуществах использования инвестиционного паспорта муниципалитета;
ограниченность финансовой базы местной власти;
дефицит квалифицированных кадров в области анализа инвестиций на муниципальном уровне.
7.1. Слабая информированность
Слабая информированность о назначении инвестиционного паспорта выражается в том, что зачастую за инвестиционный паспорт выдается описание социально-экономического положения или бизнес-профиль. Инвестиционный паспорт в отличие от упомянутых документов содержит вполне конкретную и детальную информацию об инвестиционных возможностях муниципалитета.
7.2. Ограниченность финансовой базы 
Условия, в которых сегодня существуют российские муниципалитеты, характеризуются в том числе и ограниченностью финансовой базы муниципалитетов. Когда большая часть собираемых в бюджет средств направляется на исполнение самых неотложных обязанностей (по определению муниципальных служащих, «зарплатно-коммунальный бюджет») и когда бюджеты развития являются скорее чисто номинальными (то есть мероприятия занесены в бюджет, но не финансируются), обоснование выделения средств на разработку инвестиционного паспорта (который относится именно к инструментам развития) сильно затруднено.
Основным способом решения данных проблем является изучение успешного опыта других муниципалитетов.
7.3. Дефицит квалифицированных кадров
Еще одной важной проблемой современного муниципального менеджмента в России является отсутствие высококвалифицированных кадров, способных проводить качественный анализ инвестиционных процессов. Это объясняется тем, что в советские времена такой предмет, как «Муниципальный менеджмент в условиях рынка», практически отсутствовал. В современных высших учебных заведениях данный предмет только появляется. Также отсутствуют теоретические наработки, которые могли бы быть применены на практике в современных российских условиях.
Одним из возможных путей решения данной проблемы является привлечение сторонних организаций, специализирующихся на разработке инвестиционных стратегий и паспортов. Однако услуги таких организаций, как правило, довольно дороги.
Другая возможность заключается в привлечении специалистов местных крупных предприятий. Данный подход является более предпочтительным, так как способствует большему вовлечению местного бизнес-сообщества в решение задач продвижения города как места, благоприятного для ведения бизнеса.
В Борском районе пошли именно по такому пути. К обсуждению структуры инвестиционного паспорта района привлекались как инвесторы, уже начавшие свою деятельность на территории района, так и те, кто только проявил заинтересованность в организации здесь производства.
Также сотрудники администрации в ходе обмена делегациями, командировок, стажировок изучали положительный российский и зарубежный опыт в разработке инвестиционного паспорта муниципального образования.
8. Затраты на реализацию практики 
Разработка инвестиционного паспорта муниципалитета требует организации системы сбора и анализа информации по социально-экономическому развитию, постоянного мониторинга бизнес-среды и инвестиционных предложений, а также создания информационной базы данных по имеющимся инвестиционным площадкам (объектам применения инвестиций).
Сложность данной работы, и соответственно затраты на ее проведение, повышается в связи с тем, что в муниципалитетах отсутствуют наработки по созданию информационных баз данных, содержащих полную и объективную информацию, необходимую для составления инвестиционного паспорта муниципалитета.
Как показывает опыт, основная часть затрат (как временных, так и финансовых) приходится на создание информационной базы данных по муниципальной недвижимости. Необходимо четко и ясно описать основные особенности объектов недвижимости, их границы и возможности по использованию в инвестиционных целях. Подготовке такой базы данных муниципальной недвижимости в Борском районе значительно способствовало начало работы по составлению земельного кадастра в 1996-1997 гг. Работа над базой данных объектов недвижимости для инвестиционного паспорта ведется и в настоящее время. Это связано с тем, что инвестиционная активность должна быть жестко привязана к генеральному плану, концепции развития муниципалитета, а также к стратегическому плану его социально-экономического развития.
Другую, значительно меньшую часть, составляют расходы на разработку, создание и подготовку печатного варианта инвестиционного паспорта Борского района, подготовка его электронного варианта и размещение информации в Интернете.
Данная работа проводилась сотрудниками администрации в рамках их повседневной деятельности и поэтому точно оценить затраты, связанные с разработкой и созданием инвестиционного паспорта, не представляется возможным.
Информационная часть инвестиционного паспорта Борского района размещена на сайте городской администрации по адресу www.borcity.ru .
9. Полученные результаты
По оценкам местных специалистов, основным результатом внедрения инвестиционного паспорта является привлечение инвестиций в район, рост объемов производства и, как следствие, рост налогооблагаемой базы и отчислений в местный бюджет.
9.1. Активизация деятельности администрации по организации и проведению мониторинга развития района, работе с инвесторами
Одним из важнейших качественных результатов внедрения инвестиционного паспорта стало то, что теперь работники местной администрации больше заинтересованы в организации и проведении целенаправленной работы по информированию потенциальных инвесторов о достигнутых результатах.
Это выражается как в более активном заключении инвестиционных соглашений, так и в формировании благоприятного климата для развития взаимоотношений между администрацией и бизнесом.
Сотрудники муниципалитета все больше заинтересованы в организации мониторинга развития территории, систематизации местной статистики с выделением необходимого набора данных социально-экономического развития и инвестиционной активности, инвентаризации муниципальных ресурсов.
Проведение такого мониторинга развития района, а также своевременное обновление его результатов способствует повышению информированности существующих и потенциальных инвесторов о состоянии бизнес-среды в районе, что для них чрезвычайно важно, так как позволяет предсказывать политику местной администрации на кратко- и среднесрочную перспективу и соответственно повышает их уверенность в будущем, помогает планировать развитие бизнеса.
Еще больше своевременному информированию инвесторов о положении дел в районе будет способствовать планируемое в ближайшее время размещение инвестиционного паспорта Борского района на сайте районной администрации.
9.2. Снижение административных барьеров и формирование благоприятного инвестиционного климата
Немаловажным элементом, формирующим инвестиционный климат, является уровень административных барьеров для инвестиций (в том числе иностранных). То, что муниципалитет занимается всеми необходимыми согласованиями, заставляет местные власти изучать административные барьеры, проводить их анализ и работу по их снижению. Данное обстоятельство в значительной мере способствует формированию благоприятного инвестиционного климата и является важной частью инвестиционного паспорта муниципалитета.
9.3. Количественные показатели
Необходимо отметить, что инвестиционный паспорт является важным, но далеко не единственным элементом, способствующим привлечению инвестиций, росту экономики и снижению безработицы.
Только комплекс мероприятий, включающий в себя инвестиционный паспорт, работу администрации с инвесторами, формирование благоприятного бизнес-климата   то есть то, что называется инвестиционной политикой муниципалитета, способно привести к значительным количественным изменениям в экономике муниципального образования. И поэтому не представляется возможным выделить эффект только от внедрения инвестиционного паспорта. Более того, как показывает российский опыт, инвестиционный паспорт является необходимым, но не достаточным условием роста инвестиционной активности. Наличие только инвестиционного паспорта при плохом климате для бизнеса не может увеличить приток инвестиций. Равно как и благоприятный климат сам по себе при условии, что инвесторы об этом слабо проинформированы, также не усиливает инвестиционную активность.
Результатом работы администрации в области привлечения инвестиций, включающей в себя в том числе и разработку инвестиционного паспорта, стало то, что в Борском районе в 1999 году произошло значительное увеличение объема иностранных инвестиций.
В 2000-2001 гг., напротив, наблюдался спад иностранных инвестиций, что было связано в первую очередь с негативными последствиями финансового кризиса 1998 года. «Отложенность» влияния финансового кризиса более чем на год объясняется прежде всего тем, что между принятием решения об инвестировании и окончанием работ по созданию производства проходит определенное время. Именно поэтому на 1999 год пришелся пик инвестиций, решения о которых были приняты еще в 1998 году. А вот в 1999 году инвесторы в условиях макроэкономической неопределенности и нестабильности были более осторожны, и в 2000-2001 гг. произошел спад иностранных инвестиций. Однако благодаря активным действиям администрации и применению инвестиционного паспорта доверие инвесторов было восстановлено, и в 2002 году иностранные инвестиции вышли на докризисный уровень.
Здесь также необходимо отметить, что в 1998 году Борский район занял первое место в России по объему внешних (иностранных) инвестиций на душу населения (рис. 2).

 

Следствием такого притока иностранного капитала стал рост объемов производства современной продукции и увеличение налогооблагаемой базы района.
Так, с начала реализации данной практики наблюдался постоянный рост объемов промышленного производства и рост налоговых поступлений в местный бюджет. В период с 1998 по 2001 год объемы производства выросли более чем в 3,5 раза, а рост налоговых поступлений – более чем в 3 раза (табл. 1, рис. 2 и 3).

 
Таблица 1
Наименование показателя 1999 2000 2001 8 месяцев 2002
Рост объемов производства (млн. руб.) 172,6 225,4 637,6 584,6
Рост налоговых поступлений в местный бюджет (млн. руб.) 20,0 32,7 66,2 52,4


Показатели эффекта от реализации практики
 
 

Одной из важных задач, стоящих перед местной властью, является обеспечение занятости населения. И привлечение инвестиций способствует решению данной задачи. Так, в Борском районе благодаря активной политике местной администрации по привлечению инвестиций снижение безработицы шло более быстрыми темпами, чем в Нижегородской области в целом (рис. 4).

 

10. Принятые нормативно-правовые документы
Нормативно-правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность, в том числе разработку и создание элементов инвестиционного паспорта приведены в разделе 4. 
11. Контактная информация
Администрация Борского района. 
606440, Нижегородская обл., г. Бор, ул. Ленина, 97. 
Тел.: (83159) 2-16-91
Факс: (83159) 2-21-93.
Киселев Александр Викторович, Глава администрации 
Тел.: (83159) 2-24-30
Факс: (83159) 2-21-93
Мочкаев Алексей Валентинович, зам. главы администрации по экономике, транспорту и связи
Тел.: (83159) 2-41-93.